22 ноября 1987
5289

Юрий Лебедев, Алексей Подберезкин: Уникальный шанс для Европы, для всей планеты

Среди важнейших мирных инициатив, выдвинутых Советским Союзом в последние годы, по праву отмечается комплекс мер, направленных на ликвидацию ракетно-ядерного оружия СССР и США - средней дальности и оперативно-тактического (от 500 до 5500 километров) - на всей планете.

Можно без преувеличения сказать, что благодаря усилиям СССР возникла уникальная ситуация - впервые за всю историю ядерного противостояния Советского Союза и Соединенных Штатов Америки удалось достичь принципиальной договоренности о ликвидации двух классов ядерных ракет. Особо хотелось бы остановиться на одном из положительных последствий уничтожения таких ядерных вооружений. На это специально обратил внимание Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в опубликованной 17 сентября в "Правде" статье "Реальность и гарантии безопасного мира": подобным договором был бы нанесен ощутимый удар по концепциям ограниченного применения ядерного оружия и так называемой "контролируемой эскалации" ядерного конфликта. Были бы ликвидированы иллюзорные "промежуточные" варианты, а стратегическая ситуация стала бы стабильнее.

И действительно, сколько в последние годы говорилось (и, безусловно, справедливо) об опасности, вызванной размещением новых американских ракет средней дальности (РСД) в Европе, о планах использования Соединенными Штатами ядерного оружия первыми в Европе и других регионах. И вот по этим расчетам нанесен серьезный удар. Но значение договоренности по уничтожению РСД и оперативно-тактических ракет (ОТР), конечно же, не исчерпывается только военно-стратегическими аспектами.

Есть еще и немаловажная политическая сторона, а именно: договор по РСД - ОТР может дать импульс для продвижения по другим направлениям обуздания гонки вооружений, и в первую очередь он может стать хорошей прелюдией для крупных - пятидесятипроцентных сокращений стратегических наступательных вооружений, договоренности относительно укрепления режима Договора по ПРО. Как подчеркнул в своей статье М.С.Горбачев, при обоюдном стремлении договоренность на этот счет могла бы стать реальностью уже в первой половине следующего года.

Таким образом, выход на заключение Договора по РСД-ОТР - событие исторического значения. Это брешь в стене, возведенной противниками военной разрядки и обуздания гонки вооружений во всем мире. Достигнутая в принципе договоренность по вышеназванным классам ракет имеет далеко идущие политические и военно-стратегические последствия. Разве это не доказательство убедительности и реальности концепции создания системы всеобъемлющей международной безопасности, в основу которой положены решения XXVII съезда КПСС, основные пункты провозглашенной 15 января 1986 года программы уничтожения ядерного оружия!

Вместе с тем, говоря сегодня о реальных результатах огромных усилий СССР, направленных на достижение соглашения о ликвидации РСД-ОТР, необходимо напомнить, что было сделано нашей страной на пути к этому соглашению, как развивались события в последние годы. И нужно это не только ради исторической справедливости. Важно показать, насколько многотрудна борьба за обуздание гонки вооружений, насколько последовательна и настойчива была наша страна в этой борьбе, благородные цели которой отвечают чаяниям всего человечества.

ВЫЙТИ ИЗ ТУПИКА!

На рубеже 80-х годов проблема ядерного, оружия средней дальности (свыше 1000, но менее 5500. километров) стала одной из центральных в отношениях между Востоком и Западом. Особую остроту ей придало декабрьское (1979 г.) решение сессии совета НАТО о размещении в пяти странах Западной Европы, начиная с 1983 года, новых американских ракет: 108 баллистических ракет "Першинг-2" и 464 крылатых ракет "Томагавк" Они по своим характеристикам принципиально отличались от имевшихся в распоряжении США и НАТО в Европе систем ядерного оружия.

Напомним, что эти вооружения отнюдь не единственные, которые находятся в распоряжении США на Европейском континенте. Кроме "Першингов-2" и крылатых ракет, у Соединенных Штатов имеются здесь так называемые ядерные средства передового базирования. В их число входят самолеты-носители ядерного оружия: FB-111, F-lll, F-4, F-16, а также самолеты палубной авиации А-6, А-7, F/A-18. Значительными ядерными потенциалами обладают, также союзники Вашингтона по НАТО - Англия и Франция.

При этом важно подчеркнуть, что и в Великобритании, и во Франции за последнее десятилетие программы модернизации ядерных вооружений не только не прекращались, но, наоборот, форсировались.

В течение всего времени существования ядерного "оружия в Европе Советский Союз настойчиво добивался его сокращения. СССР ставил вопрос об освобождении континента от ядерного оружия средней дальности и тактического, а также об устранении отсюда ядерных средств передового базирования США еще в ходе переговоров по ОСВ-1 и ОСВ-2. Позже наша страна заявила о готовности рассмотреть этот вопрос на переговорах по ОСВ-3. СССР был готов сократить свои РСД, если в Западной Европе не будут дополнительно размещены новые американские ядерные средства средней дальности.

В декабре 1982 года Советский Союз заявил о готовности сократить на взаимной с США основе сотни ракет, сохранив лишь то количество, которое имелось у Англии и Франции. При этом по мере сокращения английских и французских ядерных средств СССР также сокращал бы соответствующее количество своих ядерных вооружений этого класса.

Еще большие возможности в этой области открывали советские предложения, изложенные в Заявлении М. С. Горбачева от 15 января 1986 года, В них, в частности, выражалась готовность договариваться по вопросу о РСД в Европе в целях их полной ликвидации у СССР и США - в качестве первого шага на пути всеобщей и полной ликвидации ядерного оружия на Европейском континенте и в мире.

Важно подчеркнуть, что СССР не просто декларировал свою готовность уничтожить "РСД, но в подкреплял ее практичеcки. Так, в апреле 1985 года СССР приостановил в одностороннем порядке развертывание своих ракет средней дальности и осуществление других ответных мер в Европе, к которым он приступил после начала размещения американских РСД. Были сняты с боевого дежурства и установленные после июня 1984 года ракеты СС-20, и с тех пор их число - 243 единицы - не увеличивалось.

А что же другая сторона? Запад, включая Францию и Англию, всячески форсировал свои усилия, направленные на оснащение Европейского континента все более, опасными и изощренными ядерными вооружениями, в том числе и РСД, которых к настоящему времени развернуто 412 единиц.

На фоне форсирования ядерных приготовлений США, Франции и Англии особенно наглядна весомость сделанной Советским Союзом в Рейкьявике крупной уступки. Суть ее в том, что наша страна согласилась полностью уничтожить РСД СССР и США, оставляя "за скобками" ядерные потенциалы Англии и Франции. Именно в Рейкьявике удалось найти взаимоприемлемую для СССР и США формулу сокращения - "ноль" в Европе и по 100 боеголовок РСД для СССР и США, размещенных на их национальной территории вне Европы. На практике это означало, что СССР должен был бы сократить значительное количество своих РСД в Азии, а США получали бы право развернуть некоторое количество таких средств на своей национальной территории.

Это предложение, имевшее вместе с инициативами по стратегическим наступательным и ударным космическим вооружениям "пакетный" (комплексный) характер, отражало своего рода баланс уступок и взаимных интересов СССР и США, достигнутый в Рейкьявике. Однако вскоре после встречи в исландской столице некоторые западные политические деятели попытались использовать "пакетный" характер договоренностей как предлог для срыва процесса ограничения гонки вооружений. Вот почему 28 февраля 1987 года СССР пошел на то, чтобы выделить проблему РСД из блока вопросов с целью заключить по ней безотлагательно отдельное соглашение.

Более того, наша страна дала согласие на одновременную ликвидацию в Европе не только РСД, но и оперативно-тактических ракет, обладающих дальностью от 500 до 1000 километров. А летом 1987 года мы объявили о готовности уничтожить оба этих класса ядерных ракет на глобальной основе. Таким образом, через несколько месяцев после Рейкьявика СССР сделал новый шаг доброй воли навстречу Западу.

Значение подобных шагов трудно переоценить. Они были нацелены на то, чтобы вывести из тупика переговоры, добиться, в конечном счете, ликвидации важных видов ядерного оружия. Будущим историкам еще предстоит по достоинству оценить масштабность и смелость советских предложений.

Сделанные советской стороной шаги на переговорах по РСД-ОТР произвели переворот в подходе к ведению переговоров. В чем это заключается? СССР на деле доказал приверженность приоритету политических способов ведения переговоров перед военно-техническими, приоритету принципов равной безопасности сторон.

Именно на такой подход к ведению переговоров Советским Союзом обратил внимание М. С. Горбачев во время встречи с группой преподавателей русского языка из США в августе 1987 года: "...мы исходим из того, что если мы будем учитывать только интересы Советского Союза и не учитывать интересы партнера, то никакого договора не получится. К этому мы призываем и американскую сторону- относиться к нам так же. Ибо мы не допустим превосходства, не допустим ущемления своей безопасности. И не хотим нанести ущерб безопасности США. Если у обеих сторон будет такой подход, будет возможно самое решительное продвижение на всех направлениях советско-американского сотрудничества".

ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ К ДОГОВОРЕННОСТЯМ

Именно с позиции учета интересов другой стороны, всех государств планеты возможно реализовать идею всеобщей безопасности, а если точнее - идею создания всеобъемлющей системы международной безопасности. И в этом плане переговорам по сокращению и уничтожению ядерных вооружений принадлежит особая роль. Ведь они являются тем инструментом, с помощью которого мир может и должен быть избавлен от ядерного оружия. Лишиться этого инструмента либо превратить его в неэффективное средство - заведомо обречь планету на продолжение гонки ядерных вооружений.

Поэтому, говоря сегодня о безусловно крупном историческом достижении на советско-американских переговорах, мы " должны ради правды вспомнить не только об усилиях СССР, направленных на ликвидацию РСД и ОТР, но и о том, "что мешало и может мешать советско-американским договоренностям.

Как справедливо отметил М.С.Горбачев в своей статье, получившей за рубежом наименование "доктрина безопасного мира", многие влиятельные силы продолжают держаться устаревших представлений об обеспечении национальной безопасности. В результате мир оказывается в абсурдной ситуации, когда его пытаются настойчиво убедить, что маршрут к пропасти - самый верный. Иначе трудно оценить точку зрения, будто ядерное оружие позволяет избежать мировой войны.

Напомним, что Соединенные Штаты и их союзники в процессе переговоров по РСД - ОТР шаг за шагом отказывались от своих собственных предложений, рекламировавшихся западной пропагандой в течение целого ряда лет. Такова реальность истории. Об этом необходимо напомнить хотя бы для того, чтобы опровергнуть еще раз тезис некоторых средств массовой информации Запада, приписывающих заслугу продвижения на переговорах по РСД-ОТР американской стороне.

Посмотрим, какой парадокс получается: отстаивая с 1981 года так называемый "нулевой вариант", Вашингтон и его союзники после Рейкьявика и особенно после того, как СССР вычленил проблемы РСД из "пакета", были вынуждены спешно разрабатывать аргументацию, направленную по существу... против своего же собственного предложения! Изобретение последующих увязок и зацепок было настолько искусственным, а предложения СССР по их решению - настолько динамичными и конструктивными, что в Вашингтоне и других столицах стран Западной Европы даже не успевали обосновывать собственные оговорки.

Декабрь 1986 года. На сессии совета НАТО страны - участницы этого союза официально провозгласили готовность "полностью поддержать рассматриваемый вопрос об уничтожении советских и американских средств средней дальности наземного базирования в Европе и их сокращении до 100 боеголовок в Азии и США, считая вместе с тем, что конечной целью остается полное уничтожение всех таких средств". Советский Союз пошел на ликвидацию этих препятствий, а страны НАТО? Они оказались не готовыми к конструктивному диалогу - появилось новое "препятствие": советские оперативно-тактические ракеты.

СССР выдвинул новые предложения, целью которых было устранить и эту преграду. Выражалась, в частности, готовность записать в соглашение по РСД обязательство Советского Союза полностью ликвидировать в короткий срок свои оперативно-тактические ракеты.

Как известно, в Европе высока концентрация тактического ядерного оружия, а также обычных вооружений. В последние годы они возросли и количественно, и качественно. С учетом этого СССР и другие государства - участники Варшавского Договора предложили, чтобы все европейские государства, а также США и Канада начали переговоры о сокращении вооруженных сил и обычных вооружений в комплексе с тактическими ядерными средствами в общеевропейском масштабе - от Атлантики до Урала. Иными словами, наметилась широкая программа ликвидации ядерного оружия на Европейском континенте, центральным звеном которой стал вопрос об уничтожении РСД и ОТР.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ПЕРЕГОВОРОВ

Подобные предложения объективно вытекали из искреннего стремления СССР и других социалистических государств сдвинуть с места переговоры. Никакими военно-техническими соображениями, никакими расчетами конъюнктурного порядка нельзя было объяснить столь стремительного продвижения вперед в мирном наступлении СССР. Вот почему именно на политической стороне подхода СССР к переговорам по: РСД-ОТР следует остановиться подробнее.

Во-первых (и это особенно важно отметить после того, как проблема РСД была вынесена из "пакета" и к предмету переговоров добавлены ОТР), Советский Союз и Соединенные Штаты вышли на качественно новый рубеж: были сняты основные препятствия на пути достижения соглашений. Поэтому особенно остро встал вопрос о том, чтобы не дать увязнуть переговорам в трясине второстепенных технических проблем, увязок и оговорок. Политическая сторона - достижение договоренности - приобрела решающее значение.

Подобный подход - конкретное проявление нового внешнеполитического мышления, когда конкретные дела должны безотлагательно следовать за провозглашенными принципами. Ведь один из признаков нового мышления - это и ликвидация разрыва между словом и делом. А в сложившихся условиях было крайне важно сохранить динамизм решения вопросов на переговорах, предвосхитить действия правых сил, мечтающих о затягивании до бесконечности дискуссий в Женеве.

Во-вторых, можно говорить и об определенной переоценке характера угрозы применения ядерного оружия в Европе и в Азии. СССР и прежде придавал европейскому направлению своей политики приоритетное значение. Сейчас, однако, этот акцент еще более усилился. Европа - это "общий дом" для всех народов континента. Именно здесь взаимосвязь и взаимозависимость, все более проявляющиеся в мире, наиболее сильны. И именно здесь сложились наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления системы международной безопасности. Наконец, именно здесь тяга народов к ликвидации ядерного оружия наиболее ощутима.

Важно и другое. Европейский континент стал местом, где военное противостояние достигло наивысшего в мире уровня. Здесь сосредоточены самые крупные вооруженные силы, оснащенные наисовременнейшими видами и системами оружия, которые по своей концентрации превышают любой регион планеты в несколько раз. Разразись сегодня в Европе война даже обычная, ее последствия стали бы катастрофическими для всех народов этой части света. И не только потому, что "обычное" оружие сейчас на много порядков разрушительнее, чем то, которое применялось во второй: мировой войне. Но и потому, что на ее территории около 200 блоков на атомных электростанциях, разветвленная сеть мощных химических заводов, поражение которых сделало бы континент непригодным для жизни.

Поэтому устранить нависшую над "общим домом" угрозу, физически ликвидировав два класса ядерных вооружений, стало задачей первостепенной важности, первым шагом, который мог бы разрядить атмосферу на нашем континенте, практически понизить уровень военного противостояния. Этот шаг в случае его практического воплощения стал бы и первым шагом на пути сокращения иных вооружений в Европе, дал бы импульс для продвижения по другим направлениям военной разрядки.

Несомненно, и то, что ликвидация советских и американских РСД и ОТР в глобальном масштабе отвечает интересам безопасности и азиатских государств.

В-третьих, проблема уничтожения РСД и ОТР превратилась, можно сказать, в ключ к решению других важнейших проблем ограничения гонки ядерных вооружений, разоружения, в том числе и таких, как предотвращение гонки вооружений в космосе. Это и понятно: ведь на данном направлении стороны дальше всего продвинулись к заключению соглашения. Поэтому от того, как быстро будет достигнута реальная договоренность в решении проблемы РСД-ОТР. зависит в современных условиях и решение проблемы радикального - наполовину - сокращения стратегических наступательных вооружений и строгого соблюдения режима Договора по ПРО от 1972 года, и ограничения и запрещения ядерных испытаний.

И здесь речь идет не о какой-то искусственной увязке переговоров по РСД-ОТР с другими переговорами. Само по себе достижение политической договоренности, в результате которой физически уничтожались бы ядерные ракеты (случай беспрецедентный в мировой практике!), стало бы ярким примером возможности договориться и в других областях. И в конечном счете доказать реальность программы избавления мира от ядерного оружия, выдвинутой в Заявлении М.С.Горбачева в январе 1986 года.

Таким образом, проблема РСД-ОТР превратилась в действительности в то звено, взявшись за которое можно надеяться вытянуть и всю цепь проблем ядерного разоружения. Это подтвердила встреча министра иностранных цел СССР Э.А.Шеварднадзе с государственным секретарем США Дж.Шульцем и американским президентом, состоявшаяся в сентябре текущего года. На ней, как известно, удалось не только принципиально решить вопрос о договоренности по РСД-ОТР, но и достигнуть прогресса в других областях.

В частности, рассматривались вопросы, связанные с ограничением и сокращением ядерных и обычных вооружений, химического оружия, обсуждены вопросы ядерных испытаний (была, например, достигнута договоренность о начале до 1 декабря 1987 года полномасштабных поэтапных переговоров по данному вопросу). Обсуждены также региональные проблемы, широкий спектр отношений СССР - США.

Иными словами, уровень отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами значительно поднялся во многом благодаря новому подходу СССР к решению проблем РСД-ОТР.

АГРЕССИВНЫЕ КРУГИ МАНЕВРИРУЮТ

Смелые шаги Советского Союза навстречу Западу в вопросе об РСД-ОТР встречают самый положительный отклик в мире. Они во многом содействуют размыванию мифа о "советской военной угрозе", подрывают позиции тех реакционных кругов на Западе, которые в течение десятилетий настойчиво создавали из СССР "образ врага".

Четыре десятилетия на Западе толкуют о нашем якобы военном превосходстве, пугают народы "советской угрозой". Тем самым обосновывается рост ядерных арсеналов НАТО, эскалация милитаристской активности агрессивных военных блоков, разжигание антисоветского психоза.

Сейчас вопрос поставлен ребром: доколе это все будет продолжаться? Наша позиция четкая и ясная: не доверяете нам :- говорите конкретно, в чем. Давайте разберемся, снимем подозрения, вместе решим, что такое "разумная достаточность" для обороны. Мы готовы решать все возникающие вопросы. Решать сообща, честно, открыто.

Реальность заключения соглашения по РСД-ОТР дает мощный импульс и антивоенной борьбе, особенно активизировавшейся в последние годы. Сторонники мира на Западе воочию видят, что затраченные усилия могут привести к положительному эффекту. Все это, повторяем, связывает руки наиболее агрессивным кругам США и НАТО, сужает сферу для их политического маневра, буквально заставляет отказываться от наиболее опасных замыслов.

Вне всякого сомнения, морально-политический эффект договоренности по РСД-ОТР огромен. Он доказывает в первую очередь, что создание безъядерного мира, всеобщей системы международной безопасности - не утопия, а конкретная перспектива, открывающаяся перед человечеством.

Понятно, что такой поворот событий никогда не устраивал, да и сегодня не устраивает наиболее агрессивные круги США и НАТО, не отказавшиеся от попыток достижения военного превосходства на путях взвинчивания качественной, или "технологической", гонки вооружений. Сегодня они пытаются форсировать реализацию военных программ в области создания ударных космических вооружений, других систем и видов оружия. Готовятся они и к обходу намечающегося соглашения по РСД-ОТР. В частности, планируют развертывание новых средств, оснащенных неядерными боеголовками, намечают развернуть в странах Западной Европы такие системы, которые могли бы "компенсировать" потерю ядерных РСД.

Не менее опасны и обсуждаемые кое-где планы дополнительного развертывания в странах Западной Европы или прилегающих акваториях американских ядерных средств: самолетов, крылатых ракет. Как справедливо подчеркнул, выступая в Мурманске, М.С.Горбачев, нас не могут не тревожить сообщения о том, что НАТО на случай соглашения о ликвидации РСД-ОТР готовится к отработке применения из Северной Атлантики крылатых ракет морского и воздушного базирования.

Действительно, ведь на поверку это не что иное, как попытки заменить ими "Першинги" и крылатые ракеты наземного базирования! Примечательно, что как только принципиальное согласие о "двойном нуле" начало становиться реальностью, в США и НАТО активизировались силы, выступающие за взвинчивание гонки ядерных и неядерных вооружений в Европе.

Планы фактического обхода наметившейся договоренности свидетельствуют о том, что в Вашингтоне и других натовских столицах продолжают делать ставку на военно-силовое решение международных вопросов. Вот почему сегодня особенно важно умелое сочетание смелых и крупномасштабных инициатив, направленных на ограничение гонки вооружений, с поиском взаимоприемлемых договоренностей.

Именно в этом направлении проходили 22 и 23 октября 1987 года в Москве переговоры министра иностранных дел СССР и госсекретаря США. В ходе их была фактически завершена выработка основных положений договоренности по РСД и ОТР. Удалось преодолеть некоторые препятствия, которые возникли в Женеве. В частности, окончательно сформулировано положение о "Першингах-1 А", согласованы сроки ликвидации РСД и ОТР, процедуры их уничтожения. Далеко вперед продвинулось и решение вопросов о контроле. Можно сказать, что московская встреча намного ускорила заключение договоренности между Советским Союзом и Соединенными Штатами.
Опыт переговоров с США показал, что СССР всерьез настроен на изменение отношений с американской стороной к лучшему, что в социалистическом обществе, как никогда, растет заинтересованность в улучшении отношений во всех областях с капиталистическими странами. Но, как справедливо отметил М. С. Горбачев в ходе встречи с Дж.Шульцем, пора расчищать дорогу навстречу друг другу не только советскими, но и американскими бульдозерами. Это - насущное требование дня. И с той, и с другой стороны требуется максимум внимательности и взаимопонимания, чтобы не упустить шанс, который однажды уже упустили.


Коммунист Вооруженных Сил

22 ноября 1987 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован