13 апреля 1989
2628

Выступление Александра Гусева на круглом столе `Проблемы энергетической политики в рамках диалога СССР-Европа` (ФРГ, Мюнхен, 13.04.1989)

Уважаемые коллеги!

В сфере международной энергодиалога и в целом энергетической политики такими основными принципами диалога между СССР и Европой следует признать:

1. Приоритет внутреннего энергопотребления перед экспортом. Советская позиция должна состоять в том, что низкие внутренние цены на энергоносители - естественное преимущество богатой ресурсами страны, расположенной на обширной холодной территории и, фактически, форма дотирования сегодняшней страны ее прошлыми поколениями. Внутренний рынок энергоносителей, прежде всего, нефти и газа, должен быть эффективно сепарирован от влияния внешних рынков как охраняемая "территория низких цен". Только в этом случае повышенная рентабельность предприятий первичного сектора будет не подавлять, а обеспечивать индустриальное развитие всей экономики. Обязательство оставлять определенную долю энергоресурсов на территории страны вынуждает сами добывающие компании создавать дополнительную прибавочную стоимость в обрабатывающем секторе.

2. Приоритет энергетической интеграции на советском пространстве перед обязательствами общеевропейского энергетического пространства. Так же, как европейская интеграция началась с франко-германского Союза угля и стали, североевразийская интеграция СССР и стран-союзников может базироваться на энергетическом пакте, в основе которого - объективная зависимость прирубежных стран от российской энергетической и транзитной инфраструктуры. Последняя должна открыто рассматриваться как политический инструмент советского государства, который применяется им, в том числе, в интересах стран-союзников. Для этого статус союзников Советского Союза должен быть оформлен как международно-правовой и обязывающий. 3. Государственная монополия на проведение международной энергополитики. Речь не о внешнеторговой, а именно о политической монополии, которая не требует полного огосударствления топливно-энергетического сектора. В отношении частных компаний должен действовать механизм согласования с государством партнеров по продажам и цен, а также всех инвестиционных проектов с иностранными партнерами. В отношении государственных компаний топливно-энергетического сектора должен действовать формальный запрет на приватизацию. 4. Исключительная собственность государства на недра и добываемое сырье. Организация режима недропользования на основе этого принципа является главной системной предпосылкой привлечения внешних инвестиций в модернизацию и развитие транзитной и добывающей инфраструктуры, в том числе, на основе режима срочных концессий. 5. Диверсификация энергополитического партнерства. Распределение советского экспорта энергоносителей между несколькими мировыми центрами силы является условием независимости страны. Европейский крен нашей энергополитики необходимо сбалансировать развитием юго-восточных энергетических коридоров. Индия, Китай, Япония и другие страны АТР жизненно заинтересованы в поставках советских топливно-энергетических ресурсов и готовы вкладывать средства в сопутствующую инфраструктуру. Поскольку принцип диверсификации партнерства следует применять и к самим странам АТР, маршруты, позволяющие торговать с несколькими государствами, политически предпочтительнее для СССР, чем маршруты, жестко привязывающие ее к одному потребителю. 6. Наличие неприкосновенных стратегических сырьевых запасов. Стратегический резерв разведанных месторождений, разработка которых может быть санкционирована только специальным, исключительным решением парламента важен, прежде всего, как фактор оздоровления общественных отношений и преодоления синдрома "сырьевой державы". Одновременно он усилит международный статус Советского Союза и ее сопротивляемость нарастающему давлению по вопросу о международном освоении природных богатств в ситуации глобальной борьбы за ресурсы. 7. Освоение "Внутреннего Востока" - или, что тоже самое, приоритет территориального развития СССР перед энергетической безопасностью Европы. Проект комплексного инфраструктурного развития русского востока должен стать не просто альтернативой "вахтовому подходу" к Сибири как совместной колонии западного мира, но одним из прорывных направлений развития страны в следующем тысячелетии. И, в частности, - одним из главных направлений инвестирования регионального развития. Наряду с гарантиями дешевых внутренних коммуникаций транссибирского направления, это даст стране шанс занять достойное место в Европе и в активно растущем Азиатско-Тихоокеанском регионе, т.е. стать, наконец, великой мировой державой.

Из выступления Александра Гусева на круглом столе "Проблемы энергетической политики в рамках диалога СССР-Европа" (ФРГ, Мюнхен, 13.04.1989)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован