08 апреля 1989
2399

Выступление Александра Гусева на круглом столе `Принципы сосуществования в общем европейском доме` (ФРГ, Мюнхен, 08.04.1989)

Уважаемые коллеги!

Советский Союз к концу 80-х годов ХХ века, имеющий крупнейшие в мире запасы газа, и Европа, чьи запасы составляют всего 3% от общемировых, оказались более привязаны друг к другу экономически, чем когда-либо в совместной истории. Вопреки расхожему мнению, именно эта взаимозависимость представляет собой не залог гармонии, а фактор растущей напряженности отношений. Ключевым звеном в отношениях между СССР и Европой является газовая отрасль. Во-первых, Европа демонстрирует постоянный рост доли потребления газа в общем энергопотреблении. Во-вторых, именно поставка природного газа, из-за системных ограничений на механизмы транспортировки, наиболее жестко привязывает друг к другу потребителей и поставщиков, способствуя созданию региональных альянсов. Диалог СССР и Европы на ближайшие годы следует рассматривать как борьбу за определение параметров этого вынужденного альянса. По ситуации на сегодняшний день, рынок газа является рынком покупателя, а не продавца. Все советские газопроводы ведут в Европу, тогда как в структуре европейского спроса доля советского природного газа составляет около трети. Поставки осуществляются на основе долгосрочных контрактов, которые, с одной стороны, дают возможность советской стороне планировать долгосрочные инвестиции в модернизацию транспортных систем, а с другой, являются формой дотирования экономики Европы. По мере увеличения спроса на газ в Европе, по мере исчерпания запасов Северного моря и по мере роста экономик европейских стран, значение и, в самом широком смысле, цена советских поставок потенциально возрастают, поэтому уже сегодня Европа принимает меры, которые позволят ей остаться хозяином положения. В частности, Германия осуществляет диверсификацию и либерализацию собственного газового рынка. Политика диверсификации предполагает, что по каждому импортируемому виду энергоносителей должны быть обеспечены поставки как минимум из трех разных источников. При этом доля советского природного газа не должна превысить нынешнего уровня в 36%. Политика либерализации предполагает постепенный уход от долгосрочных газовых контрактов и переход на биржевую торговлю, по примеру рынка нефти. Это должно обеспечить конкуренцию альтернативных поставщиков и переложить на них основные риски, в том числе, политические риски, связанные с транзитными территориями. Критически важным для обеспечения этой политики является подключение к европейскому рынку новых поставщиков, прежде всего - из каспийского региона. По прогнозам европейских экспертов, доля советских поставок природного газа в Европу может составить до 70%. Учитывая уже упомянутый принцип ограничения удельного веса СССР на европейском энергетическом рынке, это означает только одно: императивом европейской политики является фактор сдерживание Советского Союза, т.е. противодействие любым формам консолидации и интеграции стратегических поставщиков и транспортировщиков сырья. В этом коренное противоречие между декларируемым в диалоге СССР и Европы общеевропейским энергетическим пространством и перспективами построения единого экономического пространства.

08.04.1989

Из выступления на международной встрече "Принципы сосуществования в общем европейском доме" (ФРГ, Мюнхен, 08.04.1989)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован