10 апреля 1989
2583

Выступление Александра Гусева на круглом столе `Новые общеевропейские вызовы` (ФРГ, Мюнхен, 10.04.1989)

Уважаемые коллеги!

Общим знаменателем названных вызовов является консолидированное требование евроатлантического мира: энергетический потенциал России не должен быть фактором ее политического суверенитета. Мы не исходим из аксиомы заведомой враждебности европейских и евроатлантических структур в отношении СССР. Напротив, это требование является следствием пресловутой "обреченности на сотрудничество", о которой часто говорит прозападническая элита в Советском Союзе. Вопрос, как было сказано, - в определении условий вынужденного альянса Европы и СССР. В отсутствие стратегической заявки на субъектность со стороны Советского Союза, этот альянс окажется колонизационным, о чем и позволяют судить перечисленные векторы давления. Индикатором "колониальности" евроинтеграционного проекта для СССР является не формальный статус СССР в переговорном процессе, а принимаемая ее элитой модель развития. Можно прогнозировать, что при дальнейшем "углублении интеграции" в заданном русле, жизненно необходимая обеим сторонам модернизация советской транзитной инфраструктуры будет оплачиваться отчасти внутрисоветским потребителем за счет постепенного выравнивания цены с уровнем "общеевропейского" рынка, отчасти - иностранными инвесторами в обмен на доступ к советским месторождениям. В итоге, с одной стороны, усугубится разрыв между сырьевым сектором и обрабатывающей промышленностью, с другой - будет исключена даже формальная возможность ликвидации этого разрыва через мобилизацию ресурсов ТЭК на инфраструктурные и промышленные проекты общенационального значения. В этой связи экспертами было отмечено, что требования "интернационализации" добывающей отрасли и "либерализации" внутренних цен на газ - важны для наших партнеров не только как фактор конкурентных преимуществ, но как системный фактор сдерживания внутреннего энергопотребления в стране. Подавление энергоемкого промышленного роста СССР - естественный императив энергетической безопасности Европы и неотъемлемая часть философии общеевропейского дома, в которой Советскому Союзу отводится роль кочегара. Кочегарки мощной, но слишком громоздкой, чтобы тратить ресурсы на "отопление" всех ее избыточных площадей (отсюда, в частности, и требования отказа от освоения Сибири и перехода на вахтовый метод добычи полезных ископаемых).

Таким образом, встраивание в энергополитический общеевропейский предполагает для СССР возможность получать сырьевую ренту, но заведомо исключает для нее определенные типы вложений: в промышленный рост, энергоемкое развитие регионов, экспансию в прирубежных зонах. В качестве главного плюса этой модели зависимого развития называют, как правило, высокий уровень безопасности: Европа заинтересована в целостности и стабильности поставщика энергоресурсов на всем его "транзитном протяжении". Однако целостность транзитных коридоров далеко не тождественна целостности общества и страны. Напротив, проект еврозависимого развития означает для СССР потерю связности - социальной (приоритет внешнего рынка перед внутренним предполагает отделение ориентированных вовне "точек роста" от деградирующего социального ландшафта) и территориальной (интеграция регионально разнородной страны в "общеевропейские пространства" обречена быть "разноскоростной"). В пределе, логистике энергопоставок нисколько не мешает взаимоизоляция региональных обществ, так же, как целостности трубопроводных магистралей не препятствует "перерезание" железнодорожной Транссибирской магистрали. Фрагментированный Советский Союз вокруг единой системы труб - такова единственно возможная модель восточного крыла "большой Европы". Этот образ мало соответствует стандарту европейской модернизации. Больше того, именно "европейский выбор" понятый как курс "интеграции в Европу" на ее системных условиях делает СССР страной, качественно неевропейской по уровню и типу развития. Это утверждение парадоксально лишь на первый взгляд. Некоторые теоретики "Большой Европы" указывали, что за пределами европейского ядра (где лежат эти пределы - тема отдельной дискуссии) принципом интеграции является не сходство, а различие в уровне развития экономик, обеспечивающее их комплиментарность.

Из выступления на международной конференции "Новые общеевропейские вызовы" (ФРГ, Мюнхен, 10.04.1989)

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован