Кузьмина Вера Павловна
25 августа 2015
5073

Ростов Великий.

На западной окраине города, на самом берегу озера, стоит комплекс Спасо-Яковлевского Дмитриева монастыря. С него началась наша экскурсия по Ростову Великому. Благодаря удачному местоположению монастырь хорошо виден с озера, со многих точек городского берега и заметен издалека подъезжающим к Ростову по Московскому шоссе.

С первого взгляда этот монастырь произвёл на меня исключительное впечатление, вызывающее светлую радость и чистоту.

Возникновение монастыря связывают с именем епископа Иакова и относят к концу XIV века. Тогда все постройки были деревянными, и ни одна из них не сохранилась до наших дней.

Первую каменную церковь построили здесь, на месте деревянной, при митрополите Ионе Сысоевиче. Она существует и поныне, называется Зачатьевской и стоит от озера первой. Строилась она как монастырский собор, что во многом определило её архитектуру. Церковь почти квадратная в плане, высокая, четырёхстолпная, пятиглавая, без подклета, с тремя апсидами, внутри расписана фресками.

Возвышение Яковлевского монастыря связывается с деятельностью митрополита Димитрия Ростовского.

         Ещё в 1725 году к Зачатьевскому храму Св. Анны вплотную был пристроен Яковлевский храм. Он неоднократно подвергался перестройкам и позднейшая из них была проведена в 1836 году. В этом виде памятник и дожил до наших дней.

В его архитектуре заметно стремление зодчего привести к стилевому единству стоящие рядом здания: Яковлевский и Димитриевский храмы. Последний также называется Шереметьевским, поскольку построен на средства графа Н.П. Шереметьева. Этот обширный, пышный, богатый храм представляет собой замечательный образец русского классицизма.

         Вся территория монастыря благоухает цветами, сияет чистотой и источает спокойствие и благость.

Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой (см. фото 2584, 2585).

На углах и над воротами появились красивые, с лёгкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами - высокая трёхъярусная колокольня (см. Фото 2539, 2620)

         В 1928 году монастырь был закрыт, в 1989 году возвращён Русской Православной Церкви. Ныне в Яковлевском храме открыто почивают мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же икона Ватопедской Божией Матери, келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь. Ныне является действующим мужским монастырём.

Дмитрий Ростовский

Дмитрий Ростовский родился в 1651 году в Киевской губернии в семье полкового сотского Саввы Туптало. При рождении был назван Даниилом. В молодости постригся в монахи и получил имя Димитрия. Вскоре его проповеди и учёность обратили на себя внимание, и ему было поручено составление Жития святых, или Четьи-Миней. Пётр I, который всюду искал умных, энергичных людей, вызвал Димитрия в Москву и определил его ростовским митрополитом.

         Став митрополитом, Димитрий открыл в Ростове училище, занимался литературной деятельностью. Помимо Жития, которые составили 4 больших тома, он сочинял стихотворные кантаты для домашнего пения. Умер Димитрий Ростовский в 1709 году и был похоронен в монастыре. Вскоре он был причислен к лику святых, и в 1757 году произошло обретение его мощей (в честь этого события небольшая Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую, а населённый пункт при ней в 1796 году был преобразован в город с названием Ростов на Дону). На открытие мощей приезжала императрица, что привлекло к монастырю столичную аристократию, придав ему известность.

В 18 веке в Ростов Великий, в Яковлевский монастырь, основанный ещё в 14 веке, устремляются тысячи и тысячи паломников со всей России. Они идут приложиться к мощам Святого Димитрия Ростовского, у которых происходят многочисленные чудесные исцеления. Далёкая Темерницкая крепость на реке Дон, по просьбам местных жителей была переименована в крепость имени святителя Димитрия Ростовского, а рядом возникший город, получил название Ростов на Дону. Святитель Димитрий Ростовский- проповедник, публицист, просветитель, драматург, автор духовных песнопений- это единственный Святой 18-го века в России. В настоящее время мощи Святителя Димитрия Ростовского покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре Ростова Великого.

 

РОСТОВ ВЕЛИКИЙ

     История Ростова Великого уходит вглубь веков. Впервые в летописи Ростов упомянут за 862 годом, как уже существующий, крупный для своего времени город. Возник он на берегу речки Пижермы, впадающей в озеро Неро, на землях, заселённых угро-финским племенем Меря.

Недалеко находилась столица этого племени – Сарское городище. Древние остатки этого города 7-13 веков можно исследовать в настоящее время в красивой излучине реки Сара в десяти километрах от Ростова.

Славяне приходят в эти земли в 9-11 веках. Первыми приходят новгородцы, затем кривичи и, вероятно, вятичи. Недалеко от озера (к юго-востоку от того места, где сейчас располагается Ростовский кремль) они оборудуют свой стан, на месте которого в дальнейшем находилось представительство наместников киевского князя и двор ростовских князей.

Расселение славян в этих землях протекает мирно. В течение нескольких веков происходит ассимиляция  угро-финского племени. Сейчас об этом племени напоминают дошедшие до нашего времени географические названия: озеро Неро, реки Нерль и Которосль и другие.

В 907 и 911 годах ростовские воины участвуют в походах под руководством князя Олега на Царьград (Константинополь, нынешний Стамбул), и в результате побед берут единовременную дань на себя и ежегодную на свой город, добиваются льготных условий в торговле и удобного проживания в византийской столице.

         Летом 991 года в Ростов прибывают Киевский Великий князь Владимир с митрополитом, четырьмя епископами и воеводою Добрыней и крестят местных жителей в водах озера Неро.

Но, крещение приняла меньшая часть жителей города, большинство продолжало оставаться язычниками. Первые епископы, греки Феодор и Илларион, даже вынуждены были покинуть город из-за враждебного отношения приверженцев старой веры.

Следующий епископ Леонтий из-за постоянных нападений язычников уходит из центра города, селится в пригороде (в районе нынешнего Спасо - Яковлевского Димитриева монастыря) и несёт Слово Божие детям. Сейчас на этом месте поставлен памятный деревянный крест. Святитель Леонтий, первый Святой Северо-Востока Руси, принял мученическую смерть от язычников во время восстания волхвов в 1071 году. В настоящее время его мощи покоятся под спудом в Успенском кафедральном соборе.

         Сейчас в Ростове Великом находятся действующие православные монастыри: Спасо – Яковлевский Димитриев, Свято – Троицкий Сергиев Варницкий, Рождественский и самый древний монастырь Северо-Востока Руси Богоявленский Авраамиев, который был основан преподобным Авраамием в 11 веке. Ещё один, Петровский монастырь, был основан в 14 веке татаро-монголом, в настоящее время православным Святым, Петром царевичем Ордынским. Он пока имеет статус приходской общины. Ещё один действующий монастырь, Борисоглебский, находится в 18 км от Ростова.

         В 988-1010 годах ростовским княжеством управлял Ярослав Мудрый, заложивший, для защиты Ростова и контроля торгового пути по Волге, город Ярославль. Следующим ростовским князем был князь-мученик Борис, причисленный вместе со своим братом Глебом к  лику Святых после смерти от рук наёмных убийц, подосланных их братом Святополком Окаянным. В 11 веке в Ростове была построена удивительно красивая дубовая церковь. Сейчас на этом месте стоит Успенский собор.

В 12 веке ростовским столом владел князь Юрий Долгорукий, по повелению которого на землях ростовского боярина Кучки был заложен град Москва. Правда, свою резиденцию Юрий Долгорукий перенёс из Ростова в Суздаль. Его сын Андрей Боголюбский перенёс великокняжеский престол из Киева во Владимир. В Ростове он построил первый каменный Успенский собор.

         Первым удельным ростовским князем считается Константин Всеволодович, который вел борьбу за великокняжеский престол со своим младшим братом князем Юрием владимирским. В этой борьбе принимал активное участие знаменитый ростовский богатырь Алеша (Александр) Попович, деревянный замок которого находился недалеко от города на реке Где. Здесь же в 1218 году Алеша (Александр) Попович проводит съезд русских богатырей, которые осудили междоусобную борьбу русских князей. Богатырь погиб в битве на реке Калке в 1223 году, при вторжении монголо -татар в половецкие земли. В это время он находился на службе у киевского князя Мстислава.

         Зимой 1238 года полчища Батыя прошлись по Владимиро-Суздальскому и Ростовскому княжествам. Решающее сражение между объединённым войском этих княжеств и монголо - татарами произошло в марте на льду реки Сить. Русские войска были полностью разгромлены, а ростовский князь Василько был ранен и пленён. Монголы предлагают ростовскому князю командную должность в своём войске, но тот не желает служить захватчикам, и монголы его зверски убивают. Князь - герой похоронен в Успенском соборе города Ростова. А его жена, княгиня Мария, после гибели мужа успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу, управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария, единственная женщина-летописец на Руси, похоронена в Спасо-Преображенском соборе, основанном ею (Спасского на Песках Княгининого монастыря).  

         Несмотря на трудные времена татарского ига, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические и житийные книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей. Выходец монастыря Стефан Пермский является Святителем далёких народов Северного Урала.

         В начале 14 века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии рождается мальчик, наречённый именем Варфаломей. Трудно даётся обучение грамоте отроку Варфаломею, но старец, случайно встреченный им в поле под дубом во время поиска заблудившихся коней, предсказывает отроку будущую великую грамотность. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. В годы решающей борьбы с ордынским игом преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву и послал с ним двух монахов-богатырей: Андрея Ослябю и насельника Ростовского Борисоглебского монастыря Александра Пересвета, который сразился в единоборстве, перед началом битвы, с монгольским богатырём мурзой Челубеем.

         В 16 веке русский царь Иван Грозный часто посещает Ростов. Здесь, по его указам возводятся новые церкви. Над могилой Исидора Блаженного Твердислова, выходца из немецких земель, строится каменная церковь Вознесения Христова и, в благодарность преподобному Авраамию Ростовскому за успешный поход на Казань, Богоявленский Собор в самом древнем на северо-востоке Руси Богоявленском Авраамиевом монастыре. Мощи преподобного Авраамия в настоящее время покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

         В начале 17 века, в годы «великой смуты», польско-литовские интервенты под командованием Сапеги грабят и жгут Ростов. Последним оплотом сопротивления явился Успенский Собор, богослужение внутри которого во время штурма, проводил митрополит Ростовский Филарет, отец будущего первого царя династии Романовых Михаила и сам будущий Патриарх Московский и Всея Руси. 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован