Эксклюзив
13 июля 2012
6867

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Интеллектуально-духовный этап развития мира: роль НЧП

Я не могу себе представить
настоящего ученого, который не обладал
бы глубокой верой. Это можно выразить
и так: нельзя верить в безбожную науку",
"безбожная наука хромает"[1]

А. Эйнштейн

История - это не наука
о прошлом, а наука об
историческом процессе[2]

Г. Кваша


Национальный человеческий потенциал - не просто потенциал суммы личностей, населяющих ту или иную территорию, даже не сумма граждан. Он включает в себя очень важную составляющую - культурную, нравственную и духовную основы нации. Собственно то, что и делает нацию нацией.

В начале 2011 года в России развернулась дискуссия по поводу попытки ввести понятие "российской" национальности как некой общегражданской общности, промежуточной между понятиями "гражданин РФ" и представитель какой-либо нации. Реакция в основном была крайне негативной. И не случайно: все попытки размыть самоидентификацию, построить мультикультурное общество в последние десятилетия провалились. Как справедливо заметил А. Малашенко, "Это открыто признают лидеры европейских государств, забывая об обязательной политкорректности. Если мусульмане попадают в чужую среду, пусть даже по своей воле, они считают, что другие должны соблюдать их требования" ... Ситуация для Европы безвыходная, рецепт никто предложить не может"[3].

Отрицание понятия "нация" равнозначно отрицанию понятий "национальные интересы" и "национальные ценности". На фоне усиления этих понятий в самосознании других стран подобные попытки выглядят не просто бессмысленными, но и опасными.

Другое дело - соотношение понятий "национальные ценности" и "модернизация", пропорции, которые необходимо сохранять и развивать. Это - проблема спора и серьезной дискуссии, развернувшейся в России в последние годы. Причем проблема практическая, затрагивающая абсолютное большинство граждан. Она проявляется и в частных случаях, например, дискуссии о модернизации РАН - по "американо-университетской" модели, как предлагается в Стратегии инновационного развития России до 2020 года, либо о сохранении и модернизации существующей структуры[4].

Я убежден, что на новом, интеллектуально-духовном этапе развития современного общества стремительно возрастает роль НЧП и его национально-ценностных составляющих. В особенности именно тех компонентов национального человеческого потенциала, которые связаны с духовно-нравственной, интеллектуальной, психической и творческой деятельностью человека и всей нации. Это, можно сказать, общая тенденция, которая, на мой взгляд, проявляется по-разному, но ее доминирование, даже в экономике, становится все более очевидным.

Отрицание необходимости общенациональной идеологии и игнорирование значения национальных ценностей, характерное для России последних десятилетий, в этой связи становится все более опасным. И отнюдь не только в мировоззрении. Так, три важнейшие проблемы, стоящие перед российским обществом, - терроризм, коррупция, недостаточная эффективность госуправления, - невозможно решить, не создав систему устойчивых взглядов элиты и общества, основанную именно на национальной системе ценностей и национальных интересах. Как справедливо заметил В. Третьяков, "... если мы не хотим заводить себе специальную (наново изобретенную) политическую (гражданскую) идеологию, то вынуждено должны обратиться к православной, пусть в несколько расцерковленном виде"[5]. Примечательно, что этот вывод признал представитель элиты, который много лет выступал как против общенациональной, так и против православной идеологии.

Другое дело в сочетаемости этих ценностей с идеями модернизации. На мой взгляд, это вполне не только возможно, но и необходимо. Нужен синтез традиций, основ и инноваций. Этот синтез не удалось сделать в последнее столетия: "Результаты массовой, в течение многих десятилетий дерационализации национального сознания печальны. Директор Института социологии РАН, член-корреспондент РАН М. Горшков утверждает: "Если модернизация в форме индустриализации 1930-1960 годов вывела СССР в число наиболее промышленно развитых стран, то социокультурная модернизация отстала от экономической - на целый век. В итоге в 70-е - начале 80-х годов "захлебнулась" и технико-технологическая модернизация. Выполненные исследования свидетельствуют: среди населения современной России последовательные традиционалисты и тяготеющие к ним по большинству значимых ценностных ориентаций составляют порядка 73-75%".

Более того, в обществе идут мощные процессы социального воспроизводства сознания подданных. Память поколений о государственных репрессиях и стремление уберечь потомков на случай ужесточения политического режима - причина того, что лишь 1% современных российских семей считают важным воспитывать у детей демократические ценности, а формировать гражданственность и убеждения - менее чем 7% семей. Тем самым массово воспроизводятся такие характеристики человеческого потенциала, которые препятствуют инновационно-демократической модернизации[6].


___________________

[1] "Безбожная наука хромает" // АиФ. 2007. N 31. С. 38.

[2] Кваша Г. Принципы Истории. Россия: от Востока через Империю к Западу. М.: Поколение. 2006. С. 11.

[3] Малашенко А. Лучший джихад - сказать правду // Известия. 2011. 9 февраля. С. 7.

[4] Инновационная России-2020 (проект). М.: МЭР, 2010.

[5] Третьяков В. Идеология антитеррора // Известия. 2011. 13 февраля. С. 6.

[6] Магарил С. Поиски социального качества // НГ-наука. 2011. 9 февраля. С. 12.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

13.07.2012

www.nasled.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован