ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ от Пярну до Урала или об исторических этнонимах народа коми

Нельзя объять необъятное. ( Кузьма Прутков).

Данная работа является небольшим продолжением моей предыдущей публикации 

«Об этимологии угро-финских этнонимов»

и посвящена уточнению происхождения этнонимов в основном народа емь, коми, коми- пермяков, коми- зырян, и прочих, населяющих северо-восточные области европейской части России.

Пермь - древнерусское название в XIII-XVII вв. исторической области от Уральских гор до рек Печора, Кама и Волга, населенной народом коми. Присоединена к русскому государству в 1478 году.
Пермь Великая — территория современной Коми-Пермяцкой автономной области.
Пермь Малая (Старая, Вычегодская) — территория современной республики Коми.
Советский энциклопедический словарь, М. 1987    
Как видим, Пермская земля (в историческом смысле) мало связана с современной Пермской областью и ее центром городом Пермь (осн. в 1723 г.). Впервые слово "пермь" встречается в "Повести временных лет". Среди народов, которые "иже дань дают Руси", названа и перемь. Если учесть, что первые походы русских (новгородцев) на Урал проходили севернее бассейна Камы, то словом "пермь", вероятнее всего, первоначально называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян. Впоследствии эта территория в русских летописях именовалась Пермью Старой, Пермью Вычегодской.

   Среди многих объяснений происхождения слова "пермь" заслуживает внимания гипотеза Д.В.Бубриха [См. Кривощекова-Гантман А.С. Географические названия Верхнего Прикамья. Пермь. 1983]: слово "пермь" пришло от финноязычных вепсов (летописи еще называют этот народ весью), населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север в Заволочье. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась "Пера ма". Вепское "Пера ма" было переделано сначала в "Перемь", а затем в "Пермь". 
Лицо Европы для Сибири, а для Европы «пера ма». Но это пока не правильно  переводят название этого города с угро-финских языков.

   Это название часто встречается в письменных памятниках XIV века: в Троицкой летописи за 1321 год; при описании похода брата Ивана Калиты Юрия Даниловича в 1324 году; в "Житии Стефана Пермского", написанного Епифанием Премудрым в 1396 г. и др. 

Как видим, первые упоминания этой области связана с  этнонимом перемь. И остается определить, каким образом народ еми получил добавку к своей основе. 

Впрочем, возникают вопросы  к образованию и самого этнонима емь.

Что нам известно о еми из летописей.

В 1042 году имел место первый конный поход новгородцев под предводительством князя Владимира Ярославовича на емь. Поход вначале был удачным, однако на обратном пути начался падеж лошадей.

В 1122 году «в великое говение» последовал поход Всеволода Мстиславовича на емь.

в 1142 году емь дошла до Ладоги. Параллельно морской набег на новгородских купцов совершил «свейский князь» и епископ. Шведская флотилия состояла из 60 шнек. В результате этого рейда предположительно в южной Финляндии погибло 150 новгородцев. «Свейским князем» в этом году мог быть только Сверкер I. Впрочем связь между двумя рейдами напрашивается, но не доказана.

В 1149 году в зимнюю пору емь совершила набег на подвластную новгородцам Водь в составе 1000 ратников. Новгородцы послали против еми отряд из 500 человек. Все финны, участвовавшие в набеге, были перебиты либо взяты в плен.

В 1188 году на ямь ходили новгородские «молодцы» во главе с Вышатою Васильевичем.

В 1191 году ходили новгородцы вместе с карелами на емь, «землю их повоевали и пожгли, скот перебили».

В 1227 году князь Ярослав Всеволодович пошел с новгородцами на емь предположительно в Центральную Финляндию, «землю всю повоевали, полона привели без числа». В следующем 1228 году емь решила отомстить, пришла на судах Ладожским озером и начала опустошать новгородские владения. Новгородцы, узнав о набеге, сели на суда и поплыли Волховом к Ладоге, но ладожане со своим посадником Владиславом не стали дожидаться помощи из Новгорода, сами погнались на лодках за емью, настигли их и вступили в бой, который закончился только к ночи. Ночью гонцы от еми пришли просить мира, но ладожане не согласились. Тогда финны, перебив пленников и бросив лодки, бежали в лес, где большую часть их истребили в лесу ижорцы и карелы.

 

Когда прекратились войны новгородцев с емью?  После начала их христианизации и строительстве монастырей  по берегам Ладоги, Онежского озера и по Белому морю. И емь стала кемью – крещенной емью.

Предположительно, первая Никольская церковь в Изборске на землях еми была построена вскоре после крещения Руси. С глубокой древности Изборск считался Домом Святого Николы. Первое упоминание в «Псковской летописи» в 1341 году относится к уже существовавшему храму Святого Николая. По случаю нападения немцев на Изборск сказано: «помощью Троицы и Св. Николая немцы отъидоша прочь посрамлены». Согласно «Псковской летописи» в 1349 году, 13 апреля, князь Юрий Витовтович со священниками и дьяконом Троицкого собора приехал в Изборск для освящения придельной церкви Преображения Господня и Святого Николы, устроенной на полатях, или столбах, которая в тот день была освящена.

В конце 14 века новгородцы возвели новые крепости, разместив их ближе к границе. Основная линия обороны государства проходила по реке Луге, где и был возведен новый форпост – крепость Ям на месте бывшего капища еми их богу Юмале, Ену или Ему. В 1384 году новгородцы, как значится в летописи, «поставили город камен на реке Луге – Яму». Из Яма и вырос впоследствии город Ямбург.Нынешний Кингисепп.

Кемь - старинный поморский город и районный центр, находящийся в четырехстах километрах к северу от Петрозаводска в устье реки Кеми, впадающей в Белое море.

      Первое письменное упоминание о Кемском посаде имеется в древних актах Соловецкого монастыря. В 1450 году Кемь, как поместье новгородской посадницы Марфы Борецкой было пожертвовано ей в вотчину Соловецкому монастырю.

А вся крещеная емь стала носить кресты – перны, и стала называть себя перемь – крещенная емь, емь, которая носит крест.  Причем в Кемской области это была кемь, а заОнежским озером комь – крещенная емь за Онежским озером, или перемь. 

    В 1332 г. Иван Калита "возверже гнев на Новгород прося у них серебра закамьское". Иногда источники называют это серебро "закаменским", что вероятнее всего, более точно, так как имелась в виду часть дани, собираемой новгородскими дружинами в Югре – в Приобье, за Уралом, а Урал в XIV – XVII вв. русские именовали "Камень" ("Каменный пояс"), дословно переводя мансийское (югорское) название гор – Нер (камень). Безусловно, что "серебро закаменское" – это те запасы серебряной, прежде всего древнеиранской, посуды и монет, которые на протяжении многих столетий копились на святилищах уральских народов. Своих серебряных разработок на Урале не было. 
    В 1333 г. новгородцы уступили Вычегду и Печору Москве, и здесь, на территории нынешних коми – зырян, устанавливается московский аппарат управления. В конце XIV в. вхождение Перми Вычегодской в состав Московского государства было закреплено деятельностью православного миссионера монаха Степана Храпа, позднее названого Стефаном Пермским. В 1383 году московский митрополит Пимен с одобрения Дмитрия Донского ставит его во главе новой Пермской епархии, которая позже распространила свою деятельность и на верхнее Прикамье.

( Вычегда – снежная река (вымь) , левый приток(че,ще), в устье которой (да) есть сосновый бор(г). Но как выясняется это название реки сравнительно свежее. Ранее эту реку называли Пыртас и в устье этой реки был построен город Усть-Пыртас, в котором по летописям Степан Храп Пермский построил первый храм Николаю Чудотворцу. Теперь этот город называется Котлас.  Еще раньше река Вычегда называлась Ежва – река с желтой водой, как утверждают филологи, и с этим можно согласиться. Почему река поменяла свое название, а потому что в устье этой реки появился ориентир – крест- перт, и река стала называться Пертас –пыртас – река в устье которой есть крест, и где совершается обряд крещения – пыртасны, обретение креста. Интересен также процесс смены названия города Усть-Пыртас на Котлас в 17 веке. Это сделали Строгановы, которые решили оформить документы на владением этим городом, и дабы скрыть истинные цели оформили документы на другое имя. Попытка не увенчалась успехом, но в результате населенный пункт поменял название. И как утверждают жители этого города Котлас – это ворота на языке Коми, вероятно на Урал и Сибирь. И это было так аж до 18 века, т.е. город заслуженно носил это имя в те времена.

И о названии других северных рек 

Печора – пичи – ор – маленькие камни, по сравнению с 

Вишерой – Выж –ер – большие камни,

Вымь – снежная река, но имела старое название 

Емва – река, протекающая возле капища Ема –Ена –Юмала, и еще более старое название

Турья – река идолов (тур), протекающая по сосновым(я) лесам, поэтому понятен интерес Стефана Храпа- Пермского, который направился в город Усть-Вымь(Емва) и порубал там всех идолов-туров в поисках Золотой Бабы).  

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона отмечено: «Золотая баба, главный идол пермского и обдорского народа, иссечен из камня в виде старухи с двумя младенцами. 1389 капищ Золотой бабы уничтожены крестителем верховьев Камы св. Стефаном Пермским». К глубокому огорчению Степана Храпа все идолы оказались деревянными, и в лучшем случае посеребренные или позолоченные.

Верховная богиня древних биармов, которые были предками хантов и манси, известна под разными именами: Золотая баба, Калдащь, Кылдычин, Йоли, Сорни Най, Сорни-Эква… Предполагают, что она может быть и Богородицей, и Северной Юноной, и скандинавской Юмалой, и Алтын-Арыг, и Мадонной, и славянской Макошью или Злата Майей… То есть на Северный Урал ее могли привезти из Рима, Китая, Ирана или Индии. В сказах Бажова Золотая баба известна как Хозяйка Медной горы.

А посему если вспомнить об угро-финском слове перн-крест, то Стефан Пермский вполне законно носит свое имя Крестителя народа коми. А название города Пермь означает, что это город в котором проживает бывший народ перемь – крещенная емь, т.е. православный город, город под крестами, как Пярну или Пернов,  или просто перекресток торговых путей. Это если правильно перевести это название с угро-финских языков.

Следует отметить, что с X в. Верхнее Прикамье находилось в сфере экономических (торговых) интересов Волжско-Камской Булгарии, а позднее, если верить сообщению Марко Поло, входило в состав Золотой Орды. Археологи также сообщают, что ордынских вещей в древностях Прикамья найдено достаточно много. 
    В 1364 году новгородцы, желая расширить свое влияние на Урале, предпринимает большой поход на восточной склон Камня и в Приобье. Тогда же здесь строятся первые русские городки. Один из них, на р.Сылве, получил имя Ляпин, по прозвищу одного из руководителей похода Степана Ляпы. В это время на территорию верхнего Прикамья начинает проникать русское население. Начинается стихийная русская крестьянская колонизация верхнего Прикамья. По мере знакомства русских с коренным населением Камского бассейна название "пермь" закрепляется и за этими землями. В отличие от Перми Вычегодской верхнекамские земли стали известны в русских летописях под именем Перми Великой и назывались так официально до начала XVIII в.

(река Сылва – левый большой(ы) приток(с,ш) реки Чусовой с песчаными берегами. Возможно река с жесткой (сы) водой.

Чусовая – река с каменистым дном (чури), текущая с юга(у), левый приток(с) Камы- Чулмана, затем текущая с севера(ва), т.е. делающая резкий поворот, и текущая по сосновым лесам(я). (Это если пользоваться традиционным общепринятым принципом расшифровки названий рек.)    

Что же искали новгородцы в Перми Великой. В основном пушнину, соль и «закаменское»  серебро, которое местное население собирало на капищах, по устным преданиям в качестве даров их основному идолу – Золотой Бабе. История ее поисков, описанная в многочисленной литературе, является фактической историей освоения этих земель. 

    В XIV - первой половине XV вв. на земли по Верхней Каме, которые считались волостями Великого Новгорода, все настойчивее посягало Московское княжество. Активная деятельность московских великих князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства. При их участии в Перми Великой в начале XV в. стали возникать новые русские поселения. Так, перешедший на московскую службу двинский боярин Анфал Никитин основывает на рубеже XIV-XV вв. (в период 1401-1409 гг.) на верхней Каме укрепленный городок, названный по его имени Анфаловским. После смерти Анфала (1417 г.) городок продолжал использоваться русскими отрядами еще несколько десятков лет. К сожалению, остатки городка до сих пор не найдены археологами. 

(река Кама – ныне считается длинной (кема-лась), но я полагаю, что это дорога на Камень, имела старое название Чулман – река с песчаным дном (л), текущая от народа Чуди, либо река, по которой приплывают чужие. Булгары называли ее еще и Кама –Бурат, река текущая с севера(буй) впадающая (т) в Волгу (ра). А удмурты называли ее Кама – Бурдзим – великая северная река, дорога на Камень. Но еще раньше при гуннах эту реку называли Итиль или Идель вплоть до устья реки Белой – Агидели. Итиль или Идель – река 7 (ит) угро-финских народов, живших по ее берегам. )
   В XV в. русское население проникает в основном на север современной Пермской области. По сообщению чиновника Пермской казенной палаты В.Н.Берха, который в XIX в. изучал древние документы в Соликамске, в первой четверти XV в. вологодские люди Калинниковы начали разработки соляных рассолов на речке Боровой, а в 1430 г. перенесли промысел на речку Усолку. Здесь возникает русское промысловое поселение, которое XVI в. превращается в город Усолье Камское (ныне Соликамск). Характерно, что русский солеваренный промысел в XV в. развивается в тех же местностях, где еще в XI-XIII вв. добывало соль коренное население. К середине XV в. русское население Прикамья возросло настолько, что стало возможным считать север нынешней Пермской области русской землей.
Вхождение верхнекамских земель в Русское государство подробно освещается во многих летописях. Но только в одной из них - Вычегодско-Вымской - мы находим такие сведения о первом наместнике московского князя в Перми Великой: за 1451 г.: "...прислал князь великий Василий Васильевич на пермскую землю наместника от роду вереинских князей Ермолая да за ним Ермолаем да за сыном ево Василием правити пермской землей Вычегоцкою, а старшево сына тово Ермолая, Михаила Ермолича, отпустил на Великая Пермь на Чердыню". В этой летописи впервые упоминается главный город Перми Великой - Чердынь, древнейший русский город Урала из ныне существующих городов. Чердынь имела и второе имя – Пермь Великая. Судя по всему, она долгое время была совместным пермяцко–русским поселением. 
   В то же время началась христианизация Прикамья, которая проводилась в два этапа. В 1455 г. "приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов", а в 1462 г. пермский епископ Иона "добавне крести Великую Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловы крести". На древней пермской земле начинают строить первые храмы. В самой же Чердыни появляется первый на Урале Иоанно-Богословский монастырь.

( Ныне считается, что название города Чердынь означает устье (дынь) притока реки(чер), что не вполне убедительно. Еще это может быть рыбным (чери) городом, либо концом (дынь) уральских камней(чер), т.е. гор, чертовым городом, т.е. городом, который был построен на месте бывшего капища. Но я склоняюсь к мысли, что в этом городе были построены первые царские чертоги – большие здания, сначала церкви, а затем и монастырь – Иоанно-Богословский, который стал основной усыпальницей князей Великопермских. Чертог от чортаг-храм огня у маздаяснийцев, в плане - четыре крестообразно расположенных помещений с открытыми вход- выход. В центре расположен алтарь Священного Огня. Царский чертог, место нахождения Царского Огня. Как видим, в этом смысле Чердынь – Чертог – перекресток дорог  и Перемь являются словами синонимами).  

   Однако назначение наместника и христианизация еще не обеспечивали прочной власти московских князей в Перми Великой. Она не раз подвергалась разорительным набегам со стороны Казанского и Сибирского ханств, да и наместник Михаил не всегда стремился выполнять указания московского князя. В 1471 г. он отказался принять участие в объединенном походе русского отряда на Казань, что и засвидетельствовал бесстрастный летописец: " ...пермяки за казанцев норовили, гостям казанским почести воздевали, людям торговым великого князя грубили".

   События в Перми Великой были известны в Москве. И как только завершилась борьба с Великим Новгородом и была получена отказная грамота на все новгородские земли, в том числе и на пермские, московский князь Иван III организует в 1472 г. крупный военный поход на Пермь Великую. Отряд был подготовлен в Великом Устюге, в него включили "устюжан, белозерцев, вологжан, вычегжан". Руководить походом было поручено опытному военачальнику, участнику битвы с татарами на Каме (поход 1469 г.) и с новгородцами у р. Шелони (1471) князю Федору Пестрому Стародубскому и устюжскому воеводе Гавриле Нелидову. 
   Отряд пробирался старой дорогой из Великого Устюга на притоки Камы. От устья р.Черной по Весляне и Каме отряд "на плотах и с коньми" сплавился до Анфаловского городка. Одна его часть во главе с Гаврилой Нелидовым ушла на нижнюю землю, захватила городок Урос, затем саму Чердынь и Покчу (произносится всегда с ударением на последнем слоге). 

(Урос- беличья пристань, или пристань(ос) у горы(Ур).

Покча- пёк чорыг – рыбная икра в буквальном переводе, но скорее всего название города произошло от слова починок – хутор.)

Федор Пестрый отправился на верхнюю, северную землю, где ему пришлось с боем взять укрепленный городок Искор. 

(Искор – искар – город на скале(ис) либо старый город от татарского иске – старый ). 

После взятия основных городков оба отряда встретились в Покче и "срубивше ту городок, седе в нем и приведе всю землю ту за великого князя"[ПСРЛ, Т.12, М., 1965, с.148]. Весть об успешном завершении похода была получена в Москве 26 июля 1472 г. Территория Перми Великой одной из первых на Урале окончательно вошла в состав Русского государства, что стало важным историческим событием. С этих пор на государственной печати был воспроизведен новый титул Ивана III: "Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорьский, и Пермский, и Болгарский, и иных".

    Существовал еще один старинный путь из бассейна р.Вычегды в бассейн р.Камы, которым пользовались новгородские купцы пушным товаром: вверх по Северной Кельтме и вниз по Южной Кельтме с небольшим волоком в верховьях этих рек. Из всех возможных переволок это, по-видимому, был наиболее удобный путь. Это подтверждается и тем, что при Екатерине II был разработан и начал осуществляться проект строительства канала в верховьях Северной и Южной Кельтмы, получившего название "Северо-Екатерининского канала". Канал строился долго - с 1785 по 1822 год, а эксплуатировался только 16 лет. Использование его ко времени окончания строительства стало экономически неоправданным. Канал сохранился и в настоящее время в виде канавы шириной несколько метров, заросшей и оплывшей, но вполне проходимой, скажем, на байдарке. 
    Еще через 150 лет, в 70-е годы XX в. существовал проект повышения уровня Каспийского моря, который предусматривал строительство нового большого канала между Северной и Южной Кельтмой (длиной около 100 км) для переброски воды р.Вычегды, подпруженной плотиной ниже с.Усть-Кулом в бассейн р.Камы. Проект не был осуществлен, думаю, к счастью. Прим. Шишкина С.П.

    Князь Федор Пестрый остался в новой столице - Покче, а наместника Михаила и местных воевод Бурмота, Кочу, Исура и Зырну вместе с товарами отправил в Москву к Ивану III, но "князь великий отпустил Михаила на Пермь ж княжити". 
    Великопермский князь Михаил правил до 1481 года. После его гибели в бою с пелымскими вогуличами (манси), напавшими на Чердынь и Покчу, в Перми Великой стал править его сын Матвей. Но в 1505 г. великий князь Василий III присылает из Москвы нового наместника - Василия Андреевича Ковра, порядок правления которого определяла специальная уставная грамота. Позднее в Чердыни наместников заменили воеводами, которые подчинялись Новгородскому приказу. Для управления городом и уездом воевода имел приказную избу.

Таким образом по летописям установлено, что Усть-Вымь до этих событий назывался Старая Пермь, а Чердынь – Великая Пермь. И история этих городов, их расцвет и последующее забвение связаны с жизнью князей Великопермских.

История князей Великопермских.

 

Источники свидетельствуют, что в XV веке вогулы (манси) весьма враждебно относились к населению двухсоседних пермских земель (Перми Великой и Перми Вычегодской), хотя и югра (ханты), и пермяки платилидань Новгороду. Начало освоения Перми Вычегодской русскими было положено крещением коми-зырян в конце XIV века Стефаном Пермским. Епископ Стефан изгнал местного князька-сотника по имени Пан или Пам и его сторонников к удорцам и основал первые в пермских землях русские монастыри и города. 

Он подчинялся непосредственно митрополиту Московскому и

 после войны с Новгородом 1385—1386, в которойопирался на поддержку Москвы и Устюга, ездил в Великий Новгород заключать с ним мирный договор. НоПам в союзе с удорцами и вогулами продолжал войну. Лишь в 1444 году очередному преемнику Стефана напермской кафедре епископу Питириму удалось заключить мир с удорцами и крестить их. Пермские сотникиЕфимий Эжвин и Емелька Лузьков участвовали в гражданской войне Московского государства на стороневеликого князя Василия II Темного, за что в 1450 были казнены претендентом Дмитрием Шемякой.

В 1451 году великий князь Василий сделал своими наместниками в Перми Вычегодской верейского князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын Ермолая Михаил стал вассальным правителем Перми Великой. На делезависимость последнего от Москвы была еще более шаткой, чем у вычегодских правителей (Василий был убит во время восстания 1480 г.), а власть в Перми Великой, которая даже еще не была крещена, — весьмаскромной. Тем не менее, с этого времени Ермолай с Василием получили титул князей Вымских, а Михаил —князя Великопермского.

Княжение Михаила было неспокойным. В 1455 году прибывший в его владения для крещения пермяковепископ Питирим был убит неожиданно напавшими вогулами. 

Крещение было завершено лишь в 1462епископом Ионой. 

В 1467 году Михаил без разрешения великого князя заключил союз с соседями,вятчанами, против пелымских вогулов (манси) и соединенные войска пермяков и вятчан взяли в плен ихкнязя Асыку, но тому удалось бежать. 

Не разрывал князь Михаил и своих отношений с Великим Новгородом.

В 1471 Михаил Великопермский отказался участвовать в походе московских полков, возглавляемых братомвеликого князя Юрием, к Казани. 

Как указывает летописец: «Стоял Юрий под Казаню 5 дней, к городу неприступал, сожидаючи белозерцев и чердынцов, а чердынцы, убоясь не пошли, за казанцов задалися»[1](город Чердынь в Средние века считался главным в Перми Великой).

После войны с Новгородом 1471, за которой вскоре последовало его окончательное включение в Великоекняжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Перми Великой 

Московскимкупцам, в качестве предлога для карательной экспедиции. 

Весной 1472 московские полки подкомандованием воеводы князя Фёдора Пёстрого 

разбили пермское войско, вышедшее им навстречу, и взялив плен князя Михаила. 

Фёдор Пёстрый заложил русскую крепость в резиденции князя Михаила, городкеПокча, откуда контролировал весь край до тех пор, пока Михаил, доставленный в Москву, не сумелоправдаться перед Иваном III, получить прощение и вернуться назад.

В 1481 Асыка, князь пелымских вогулов, вновь напал на Пермь Великую. 

При защите Покчи князь Михаил инесколько его сыновей погибли. 

На выручку пришло войско из Устюга, которое сняло осаду с лучше укрепленной Чердыни, 

позже сделанной резиденцией московских наместников. 

Следующим правителемПрикамья стал Матвей Михайлович Великопермский. 

Во время его долгого правления покчинско-чердынскоеополчение участвовало в походе московских полков на Пелым и югру (1483).Вычегодсковымское ополчениезатем принимало участие в походах на Вятку (1489), на Печору (1499) и вновь на Пелым (1500), нонеизвестно, участвовало ли в этих походах войско Матфея Великопермского. 

Зато известен неожиданныйфинал его княжения: весной 1505 г. чемто разгневанный Иван III

 «свел с Великие Перми вотчича своевокнязя Матфея и родню и братию ево». 

Причиной монаршего гнева могли быть как новые отказы от участия в военных походах, 

так и проблема закамского серебра, старинной дани, которую московские князьятребовали еще со времен Ивана Калиты, но безуспешно доискивались посланцы Ивана III.

Вместо Матфея в Пермь Великую был прислан наместник князь В. А. Ковров, «первыи от русских князей».

Сведённый Матфей и его родичи были поселены в серединных областях Руси.

 

Владения

Родовой усыпальницей князей был Чердынский Богословский монастырь.

Известные представители на русской службе

Семен Иванович Великопермский, тульский помещик (владелец сельца Скорнева на р. Хохловке), князь,промелькнул в документах за 1587—1589.

Григорий Иванович Великопермский

Матвей Фёдорович Великопермский, ссыльный московский дворянин (1636), князь,

 сослан на Верхотурье в 1641 с указом следить за ним, дабы он не убежал к калмыкам, 

и содержать его на три копейкив день. Видимо, заподозрен был Матвей Федорович 

в отсутствии политической лояльности, поскольку верхотурский воевода князь Н. Ф. Мещерский обозвал его как-то «вором и изменником». 

Впрочем, потомок князей Великопермских счел это страшным оскорблением и не побоялся подать на 

Мещерского челобитную.21 декабря 1645 воевода Верхотурья М. Ф. Стрешнев 

прочитал присланную из Москвы грамоту, в которой указывалось ему отпустить в столицу проживавшего в городе 

опального князя Матвея Великопермского.Получив одну «подводку», князь Матвей незамедлительно двинулся в путь, 

а 18 февраля 1646 уже явился в Сибирский приказ и доложил о своем прибытии. Упоминается в 1633.

Это был последний из представителей Великопермских князей, которые упоминались в летописях.

 

Василий Юрьевич Великопермский, 3-й воевода 5-го большого полка, в Казанском походе, 1544.

Владимир Андреевич Великопермский

Пётр Владимирович Великопермский

Фёдор Великопермский, князь (1600?) сын-боярск.?

Лев Великопермский, князь (1562) в 1562 сын-боярск.?

Константин Великопермский, Пермский князь (1550?).

Александр Константинович Великопермский, князь (1586) в 1586 сын-боярский, медынский помещик.

Исаак Александрович Великопермский, князь (1603,1604) моск.жилец.(1603,1604).

Как выясняется, это были одни из последних законных Рюриковичей на Руси. И поэтому в их забвении был заинтересован в первую очередь Борис Годунов, а за ним и первые Романовы. Поэтому сведения о них изымались из летописей, и память о них стиралась в том числе и в названии городов Старая Пермь – Усть - Вымь, и Великая Пермь – Чердынь.

Но благодаря этим князьям в истории осталось название их вотчин Перемь и Перемь Великая, которые в их титулах звучало более величественно, чем Усть-Вымские и Чердынские. 

    В конце XV-XVI вв. Пермь Великая (Чердынь) стала базой освоения новых природных богатств, расширения государственных границ на востоке и борьбы с Сибирским ханством. Основным путем проникновения русских в Сибирь была так называемая Чердынская дорогая, которая начиналась от г.Чердынь по р.Вишера, далее волоком к рекам Ивдель — Лозьва — Тавда — Тобол. 

(Что можно сказать о названии этих рек. 

Вишера – выж ер – высокие камни. Это сравнительно недавнее название, которое было привнесено возможно новгородскими переселенцами, но ранее река имела старое название Пессерья – пис –сер – я, - река с исписанными камнями, т.е. с рисунками на камнях. Один из многочисленных камней на этой реке так и называется Камень писанный. А последняя буква в этом названии говорит нам о том, что река протекает в основном по сосновым лесам.

Название реки Ивдель помнит старое название Камы –Идель, т.е. северная (в) или вогульская дорога на Идель – Каму.

Лозьва – лезьва – рябиновка,

Тавда – тывда – река в устье которой есть озера, или широкий залив или разлив,

Тобол – тыбол – тайбол – река вытекающая из озера (ты), либо протекающая между двух горных гряд, покрытых лесом.

Тура – журавлиная, или протекающая мимо капища, где стояли идолы -туры) 

В конце XVI в. эта дорога официально заменена проходившей южнее и значительно более короткой Бабиновской дорогой - от г. Верхотурье (осн. в 1598 г.) по рекам Тура — Тобол, к основанному в 1587 году г.Тобольску. Дорога разведана в 1597 г. Артемием Софроновичем Бабиновым. В г.Верхотурье находилась таможня, где производился досмотр провозимых товаров и взималась пошлина. Другими путями, в объезд Верхотурской таможни ездить в Сибирь и обратно запрещалось.

 
    В 1558 г. Иван IV в целях более прочного закрепления восточных рубежей Русского государства и их хозяйственного освоения выдал жалованную грамоту сольвычегодским промышленникам Строгановым (позднее пожалованным баронским и графским титулом) на вотчинное владение обширными землями по Каме от Соликамска до р.Чусовой. Во времена первого появления Строгановых в Прикамье численность населения этих мест не превышала 16 тыс. человек, если верить писцовым книгам, а в подчинении непосредственно Строгановых находилось не более 400-500 человек крепостных и управляющих. Владения Строгановым были переданы вместо новгородских соляных варниц в качестве компенсации, так как их старые соляные варницы были переданы в казну. На первом этапе эти владения ограничивались по левому берегу рекой Чусовой, а по правому до реки Ласьвы.

(Ласьва – северный(ва) приток на берегах, которого растет лиственница (лыс-пу, лас- пу – старая(а) лиственница). Имел счастье убедиться в этом. Еще 50 лет назад в районе поселка Мысы были обширные посадки молодой лиственницы. На реке Лысьве раньше тоже произрастала лиственница. Что и отражено в названии реки.)

Позднее к вотчине были добавлены земли по притокам Камы. Через 10 лет до реки Очер, а затем и до города Оханск и Оса.

В центральной части Перми Великой образовались два уезда - Чердынский и Соликамский. На первых порах Чердынь, как столица, заселялась более высокими темпами. Но в начале XVII в. по темпам развития на первое место выходит Соликамск. В 1613 году в Соликамске учреждается воеводство, которому в 1636 году придается и Чердынский уезд. Из северных районов раннего русского заселения Перми Великой начался отток на другие территории Среднего Урала, более всего во вновь образованные на юго-востоке Кунгурский и Верхотурский уезды. Благодаря выгодному географическому положению и природным условиям Кунгурский уезд имел немало преимуществ для заселения пришлым крестьянством. Сылвенско-Иренское поречье (Кунгурский уезд) стало частью Русского государства после присоединения Казанского ханства к Москве.

   В первой четверти XVIII в. на территории, которая составляла Пермь Великую, проживало уже около 46 тыс. человек, и доля русских составляла 64,5%,(коми-пермяков - 17, татар и башкир - 9,5, марийцев - 2,5, манси - 0,4). 
    Опыт в заселении территорий и освоении природной среды пригодился при создании и совершенствовании горнозаводского хозяйства. Из крестьян формировалась основная часть работных и мастеровых людей. В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод (1723). Поселок при заводе быстро превратился в значительный экономический и транспортно-перевалочный центр на берегу судоходной Камы и получил статус города и название Пермь. Вывоз продукции пошел по Чусовой, вниз по Каме, на Волгу. 
    Чтобы обеспечить более удобное руководство регионами, Петр I в 1708 г. ввел губернское правление. Весь Средний Урал до 1727 г. входил в Сибирскую губернию с центром в г.Тобольске, затем пермские земли отошли в Казанскую губернию, а в 1781 г. по указам Екатерины II образуется Пермское наместничество. 
    Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 г. "О новом разделении государства на губернии" было восстановлено деление на губернии и уезды. Преемственность Перми Великой и Пермской губернии выразилась в наследовании древнего имени верхнекамской земли. Слово "Пермь", возможно, и вышло бы из официального употребления, как это случилось в Перми Вычегодской, но появление губернии дало ему новую и долгую жизнь. Губернатором Пермской губернии был назначен К.Ф.Модерах. К ранее созданным уездам - Чердынскому, Соликамскому, Кунгурскому, Верхотурскому - добавились Пермский, Оханский, Осинский, Красноуфимский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Шадринский. Центром губернии стал город Пермь – город крещенной еми, город под крестами, город –перекресток дорог.

Приложение.

О происхождении исторических этнонимов народа коми.

Современные коми представлены четырьмя группами: коми-зыряне, коми-пермяки, зюздинцы и язьвинские коми.

Коми-зыряне живут в основном на территории Коми Республики, небольшие группы (Тюменская, Омская обл.) на Кольском полуострове в Ненецком автономном округе Архангельской области.
Коми зырянский язык представлен 11 диалектами: нижневычегодским, верхневычегодским, среднесысольским, присыктывкарским, верхнесысольским, удорским, ижемским, вымским, печорским и лузеколетским. Коми язык относится к старописьменным языкам. Письменность у коми возникла в конце XIV века. Она была создана в 1630 году епископом Стефаном Пермским. В советское время сформировались и получили развитие два различных литературных языка: коми-зырянский и коми-пермяцкий, которые имеют один алфавит, составленный на русской графической основе. Коми язык относится к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Ближайшими родственниками народа коми являются удмурты, которые вместе с ними составляют пермскую группу финно-угорских народов.

О происхождении этнонима коми до сих пор нет однозначного мнения.

Посмотрим, как этот вопрос решен на просторах Интернета.

Зыряне - устаревшее русское название народа. Коми морт - «коми человек». Самоназвание народа: коми, коми морт (коми человек), коми войтыр (коми народ).

Насчёт происхождения этнонима коми существует несколько версий. Выделяют две наиболее правдоподобные:

1.Название коми происходит от названия реки Кама, таким образом словосочетание коми-морт («коми мужчина, человек») дословно означает «живущий на реке Кама». 
2.На древнем прапермском языке слово *komä (ком) означало «мужчина, человек».

Интересно, что название коми, присутствующее в этнонимах обоих коми народов, является автонимом, тогда как и пермь, пермяки, так и зыряне — это экзонимы. Также интересно, что название зыряне дословно (на языках коми) означает «живущий на границе» или «живущий на краю», тогда как коми-пермяцкое рäärma означает то же понятие, хотя специалисты также обращаются к финскому perämaa «задняя сторона» и/или зырянскому perjema «унаследованная земля».

Существуют версии о происхождении экзонима зыряне от коми (зырянского) названия реки Сысола Сыктыл-ва, в этом случае зыряне — сыктылцы или сысольцы, то есть «жители на реке Сысола», либо от глагола зырны́ «теснить».

Название зыряне в форме сырьяне, серьяне появляється уже в житии св. Стефана Пермского (XV в.), и в 1570-х гг. экзоним «зырянин» окончательно закрепляется за современными коми-зырянами, конкурируя в дальнейшем более успешно с общим названием «пермь», что, как замечают исследователи, в качестве этнонима для совместного коми-удмуртского населения впервые встречается в неадаптированном вступлении старейшего из известных сейчас списков летописи «Повесть временных лет» (нач. XII в.).

У манси χum "человек", saranqum "коми", селькуп. kum "человек"

Для современных коми-зырян и коми-пермяков самоназванием является этноним  коми, коми йӧз, коми войтыр, коми отир, комияс. В число Э. входят также аллоэтнонимы — названия, данные соседними народами или же традиционно употребляемые в исторических документах (древних летописях, переписях и т.п.). Так, наиболее древним аллоэтнонимом для всех коми были этнонимы  пермяне, пермь, пертасы, известные из древнерусских летописей, начиная с «Повести временных лет». Широкое распространение имеют названия-аллоэтнонимы зырянин, зыряне, пермяк, пермяки.

Относительно происхождения самоназвания коми наиболее убедительной является гипотеза, согласно которой основа этнонима ком восходит к общефинно-угорскому слову со значением «человек, представитель своего рода», которая обнаруживается в удмуртском языке в словах сара-кум «зырянин, человек из рода сара», выжы-кум «родня, человек из своего рода», ср. мансийское кум «человек». 

Манси и ханты называют коми-зырян – саран кум т.е. так как называли их в свое время отяки, оштяки.

Смею предположить, что в основу этнонима коми-зыряне положен этноним, которым этот народ называли соседи, оштяки, ханты, удмурты.

Саран Кум – Саран Кумир (Кулэм Морт Ир – голова мертвого духа) -  – Желтый Идол – Золотая Баба, Заран Кум (Золотой идол), Зырян Кум (Большая(ы) Золотая Голова мертвого духа), которому в свое время поклонялась 

Емь – народ, у которой был бог Емва, 12 век,

Кемь – крещенная Емь, 14 век,

Комь – заОнежская кемь, 14 -15 век,

Перемь – емь, которая стала носить перты - кресты, 16-17 век,

Коми-зыряне и прочие коми. 18-20 век.

И я полагаю, что зыряне получили свое название за то, что поклонялись своему идолу – Золотой Бабе, и на протяжении веков хранили и прятали его на своих капищах.

Капище – елка (ка), на которой есть вырубленные знаки- письмена.

При этом еще следует учесть, что

Кам – это старый (а) ком - шаман, возможно кам- капище мурт, который умеет камлать, или носит кожаную обувь, которая называлась камы или комы.

Ком ед – это босоногий, местное тотемное название медведя, от которого нам в наследство остался праздник пробуждения медведя -  комоедица, а также слово комедия – ярмарочное представление с медведем (ком едом – босоногим).  

А весь народ Коми мог получить свое название за то, что их жрецы, шаманы  -  камы, и комы поклонялись еще и своему главному лесному божеству животного мира – медведю – ком еду – босоногому.   

В свою очередь коми - зюздинцы – это коми-зыряне, которые переселились на северо- запад с устья реки Сюзьвы – северного (ва) чистого (ю) притока Камы, по берегам, которой растет дерево вяз – сизпу (коми, удм). А переселение произошло во времена первых Строгановых, которые получили эти земли по царскому указу.

Коми – язвинцы получили свое название за то, что в свое время поселились на реке 

Язьве – реке богатой серебром( язь (коми, удм) - серебро).  

И о самоназваниях народа коми.

коми йӧз – комиёс  - народ коми , 

коми войтыр (вой тор  ир) – поклоняющиеся северному(вой) идолу(тор) в виде головы(ир), 

коми отир (ош тор ир) – имеющие священного (ош) идола(тор) в виде головы(ир), 

комияс – жертвующие серебро(яз) идолу.

Ну и в порядке информационного расширения этнонима зыряне можно привести несколько слов из языка коми с форматом зыр

Зырян – хороший охотник,

Зырян – сеющий зыр – овес, главная сельхоз культура зырян.

Зыр – лопата, главный сельхоз инструмент зырян,

Зырянка – лодка, управляемая одним веслом-лопатой,

Зыргун – упрямый, своенравный,  

которые можно бы было использовать для объяснения этнонима зырян, но я полагаю, что эти слова являются вторичными. А основой этого этнонима все же правильнее использовать первичное понятие для зырян - саранкум – поклоняющиеся золотому идолу.  

В свою очередь коми зыряне – это русский перевод саран кум, если вспомнить, что в русском языке существовало такое слово, как зырить –смотреть. Об этом помнит наше известное слово зеркало – зырить чело, зырчало, зыркало, зеркало. А это значит, что коми –зыряне – это народ, который присматривает и охраняет своего идола, кома, кума, сиречь золотую бабу. 

А слово Урал для меня означает место, где живут духи(ур) древних богов (ал, алпы).

Но это мое личное мнение, которое к счастью совпадает с мнением народов ханты и манси.

 

 

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован