05 апреля 1989
2710

Из выступления Александра Гусева на пресс-конференции Йошки Фишера и Александра Гусева `Европейский экологический вызов`

Люди практически всегда и везде, так или иначе, занимались регулированием своего взаимодействия с окружающей природной средой. В прошлом огромную роль играла экологическая культура, строго предписывавшая человеку соблюдать заповедь "не навреди" в его отношениях с природой. Формирование экологической политики прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках "земельного права в широком смысле", развитие в рамках отраслей народного хозяйства стран, современный период развития - выход за отраслевые рамки. Защищая свои жизненно важные экологические и экономические интересы, общество инициирует переход от отдельных и частных природоохранных акций к формированию природоохранного или экологического законодательства, приобретающего по мере своего развития все более системную форму. Развитие экологического права вполне закономерно обусловливает появление большого числа отраслевых, межотраслевых и региональных законодательных актов. Природоохранное законодательство вместе с системой подзаконных актов и основанная на них целенаправленная деятельность государства образуют экологическую политику, ставшую реальностью в нашей стране, как и во многих зарубежных государствах, в 60-70-е годы ХХ века. Политический строй часто влияет на состояние окружающей среды. Например, во время колониального господства политические системы во многих регионах изменили структуру землепользования. В ходе колонизации природные ресурсы использовались для экспорта, были созданы крупные плантации монокультур и открыты сферы, в основном не эксплуатировавшиеся ранее. С превращением колоний в самостоятельные государства управление земельными ресурсами перешло к национальным властям. Вновь образованные правительства, как правило, большее внимание уделяли быстрому экономическому развитию, чем справедливому и равноправному доступу бедного населения к природным ресурсам. Ситуация напоминала начальный период развития европейских стран, когда землевладельцы и чиновничество отказывали беднякам в основном праве на землю, что в XVIII и XIX веках привело к катастрофическим последствиям в Западной Европе и в ХХ веке - в Восточной Европе. Глобальная роль человечества была осознана только к середине двадцатого века. Вернадский В.И. доказал, что человечество как живое вещество неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли - с ее биосферой. Человек - это биологический вид, занимающий вполне определенное место в зоологической классификации, а системы, центральным компонентом которых являются люди, должны обладать всеми особенностями экологических систем. Внимание общественности к проблемам существования человека в конечном мире было привлечено в 70-е годы. Важная роль в этом принадлежала глобальным моделям. Они позволили ярко и наглядно проиллюстрировать то обстоятельство, что ресурсов планеты не хватит, чтобы экономическое и промышленное развитие шло так же, как и прежде. Хотел бы отметить, что в этой связи, в структуре системы международной политики безопасности экологические аспекты безопасности сегодня заняли достойное место. Поэтому право на здоровую окружающую среду человека должно ограничиваться соблюдением экологических норм и стандартов охраны окружающей среды. Большинство стран мирового сообщества, после первой конференции по охране окружающей среды которое состоялось в Стокгольме в 1972 году создало и развивает новую функцию государства экологическую безопасность. На этой основе подняты расходы на экологическую безопасность в странах Европы, например в ФРГ до минимально необходимого уровня-2-5% валового внутреннего продукта. В Советском Союзе, конечно эти расходы несколько меньше и не превышают процента. Таким образом, хотел бы подчеркнуть, что в настоящее время в странах Европы и в СССР стратегия государств пока не соответствует структуре приоритетов их национальной безопасности. Поэтому, в соответствии с ноосферной стратегией безопасности и перехода стран к качественному развитию, в систему стратегического планирования и управления стран должен войти ряд компонентов, такие как, политический анализ и оценка политики регионов, государства, институтов законодательной и исполнительной власти, органов регионального управления, экологическое зонирование, районирование стран и развитие территориальных систем экологической безопасности, оценка качества природных ресурсов, особенно на кризисных территориях и зонах экологического бедствия, экологический анализ запасов природных ресурсов, техногенных угроз и рисков безопасности, а также других приоритетов развития.

ФРГ, Бонн, 05.04.1989

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован