06 марта 1989
4466

Из выступления Александра Гусева на круглом столе `Принципы сосуществования в общем европейском доме` с участием Хайнриха Фогеля, Карстена Фойгта, Ганса-Йохена Фогеля, Ханеееса Адомайта и Александра Гусева

Примером институционально зрелой региональной политики может служить единая экологическая политика Европейского cообщества. Ее начало было положено на Парижском совещании глав государств и правительств тогда еще Европейского экономического сообщества (ЕЭС, the European Economic Community, (the EEC) в 1972 году, на котором была принята декларация, ставшая концептуальным обоснованием общей экологической политики. В качестве первого этапа формирования экологической политики можно назвать 1957-1972 годы. Этот этап характерен отсутствием компетенции у стран Европейского сообщества в сфере окружающей среды. На этом этапе проводились лишь единичные факультативные мероприятия в сфере охраны окружающей среды. Первоначально "окружающая среда" не была выделена Римским договором 1957 года как сфера общеевропейской интеграции. Однако вопросы экологии определяли границы правового регулирования создания общего рынка стран ЕЭС, что, например, отражается в статье 36 Договора, которая позволяет государствам-членам вводить ограничения на импорт, экспорт, транзит в товарном обороте по соображениям экологической безопасности. В целом, несмотря на отсутствие общей политики в данной сфере в указанный период, Сообщества были подготовлены к расширению своей деятельности в данном направлении. Проблемы окружающей среды затрагивались в большей степени вторичным правом сообществ, особенно в документах, направленных на осуществление сельскохозяйственной и энергетической политики стран ЕЭС. 1972-1986 годы можно отнести ко второму этапу формирования экологической политики. Для этого этапа характерно проведение начальных мероприятий по защите окружающей среды странами Европейского сообщества, появление первых программ действий в этой сфере, начальным развитием правого регулирования в области экологии. В 1972 году Совет глав государств стран-членов ЕЭС принял решение о расширении компетенции сообщества в новых областях, в том числе в области окружающей среды. Однако, в первичное право Европейских сообществ изменения внесены не были. Все решения в новой сфере деятельности принимались через статьи 100 и 235 Римского договора 1957 года, которые позволяли ЕЭС для достижения целей сообщества предпринимать действия в сферах, не обозначенных в учредительном договоре. Подобное расширение компетенции получило название "эффект перелива". Регулирование новой области интеграции проводилось в основном путём издания директив: актов гармонизации права государств-членов. В этот период были приняты первые программы действий сообщества в области экологии, появились первые судебные прецеденты. ЕЭС присоединилось к ряду важнейших международных конвенций по охране окружающей среды, например, Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе 1979 года, Международному соглашению по тропической древесине 1983 года, Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года и другим. Данный период прошел под знаком становления политики сообщества в отношении окружающей среды и разработки основных способов её правового регулирования. В 1986 году начался третий этап развития и формирования экологической политики. Этот период можно охарактеризовать закреплением компетенции в области охраны окружающей среды за институтами Европейского сообщества. Нужно отметить, что Единый Европейский Акт 1986 года внёс изменения в Договор об учреждении ЕЭС 1957 года (Римский договор). В статье 130 были определены цели и задачи, принципы и направления политики сообщества в области охраны окружающей среды. В отношениях между сообществом и государствами-членами по охране окружающей среды был внедрён принцип "субсидиарности". Данный принцип означает, что сообщество осуществляют свою деятельность в области экологии в той мере, в которой цели экологической политики могут быть реализованы на уровне сообщества лучшим образом, чем отдельными государствами-членами. Во вторичном праве сейчас наблюдается рост правового регулирования природоохранной деятельности на основе регламентов: актов экологического законодательства государств-членов. Одновременно продолжается деятельность по согласованию законодательных основ государств-членов, в частности, в области охраны почв и защиты окружающей среды от химического загрязнения. В настоящее время первостепенное значение для сообщества имеет проблемы внедрения системы оценки возможного воздействия на окружающую среду, мониторинга, распространения экологической информации и обеспечением доступа общественности к ней и, особенно, финансирования природоохранных мероприятий. На третьем этапе процесс становления экологической политики сообщества в отношении окружающей среды и правового регулирования в данной сфере вступает в свою завершающую стадию. В целом, на первых этапах мероприятий по защите окружающей среды, за период с 1972 года по настоящее время было принято около 200 законодательных актов, регулирующих проблемы промышленных отходов, загрязнения воды и воздуха. Важной и характерной чертой всего этого периода становления и формирования экологической политики был вертикальный и секторальный подход к экологическим проблемам, на нем базировались первые программы действий Европейского сообщества в области зашиты окружающей среды.


ФРГ, Бонн, 06.03.1989

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован