09 марта 1989
3978

Из выступления Александра Гусева на круглом столе `Политические и военные аспекты европейской безопасности` с участием Отто Граф Ламбсдорфа, Альфреда Дреггера и Александра Гусева

Вполне естественно, что трансформация политических систем ставит проблемы безопасности на первый план. Под политической системой мы понимаем сферу взаимоотношений человека и общества, как систему регулируемых общественных отношений в интересах личности, общества и государства, функционирования и развития социально-экономической и общественно-политических структур, государственного устройства, институтов власти и управления и, безусловно, достижения мира. Советский Союз сделал серьезные шаги по этому важному и сложному пути. Лишь в последнее время появляется понимание принципиальной ограниченности наших знаний о политической и экологической безопасности. Хотел бы остановиться на экологической составляющей безопасности. Для достижения основной цели при решении экологических проблем, т.е. сохранения здоровой окружающей природной среды необходимо обратиться к первопричинам. Например, одним из ключевых факторов деградации природной среды во многих регионах Советского Союза является загрязнение природных сред. Политические меры по решению проблем загрязнения должны быть направлены на переориентацию моделей потребления и увеличения эффективности рационального использования природных ресурсов: во-первых, экологические проблемы должны стать частью генеральной линии безопасности страны. Попытки придать природоохранным мерам некий "дополняющий" характер исчерпали себя во многих регионах страны. Наилучшим на сегодняшний день принципом представляется более тесная интеграция экологического мышления и принятия решений в таких областях, как охрана окружающей среды, природопользование и экологическая политика. Во-вторых, вероятнее всего, длительное воздействие оказывают те экологические стратегии, которые уходят от чисто отраслевых проблем и охватывают широкий ряд социальных аспектов. Это справедливо по отношению ко многим экологическим проблемам, связанным с управлением природными ресурсами, сохранением биологического разнообразия и контролем качества природной среды. В-третьих, для улучшения состояния окружающей среды необходимо развивать международное сотрудничество, особенно в части принятия и реализации региональных и многосторонних природоохранных соглашений. Формирование основных политических и экологических принципов безопасности СССР требует всестороннего учета и сложившихся в настоящее время социально-экономических условий страны, вызванного значительным сокращением производственных мощностей. Несмотря на то, что сокращение производства оказало значительное влияние на уменьшение суммарной антропогенной нагрузки на окружающую природную среду, в последнее время сформировалась негативная тенденция - опережения темпов падения объемов производства по сравнению со снижением темпов загрязнения природной среды. В настоящее времени в СССР наблюдается слабая по сравнению с другими сферами хозяйствования восприимчивость природоохранной сферы к достижениям научно-технического прогресса. В результате сформировалось понимание необходимости преобразования существующих административных систем управления охраной природы в комплексные административно-экономические системы. Характерной особенностью этих систем становится широкое использование экономических рыночных регуляторов для поощрения предпринимательских инициатив в сфере охраны природы при сохранении государственного контроля и нормирования в этой области. Неизбежность природоохранных ограничений предпринимательской деятельности и регулирующей роли государства в природопользовании и охране окружающей среды все чаще рассматриваются как единственно реальный путь решения экологических проблем. Несмотря на недостатки государственного управления, роль государства в сохранении окружающей природной среды по-прежнему остается значительной. И тем не менее мы должны признать, что в настоящее время значительно возрастает роль предприятий и выделяемых ими средств на обеспечение системы охраны окружающей среды. Остается существенной роль государства и в установлении различного рода нормативов, стандартов, особенно для особо опасных для окружающей среды и здоровья человека элементов. В процессе вовлечения Советского Союза в мировые процессы совершенствование процесса формирования региональной экологической политики для обеспечения безопасности страны является наиболее приоритетной. Таким образом, масштабы экологического кризиса диктуют условия для того, чтобы экологическая безопасность, наравне с военной безопасностью стала одним из ведущих направлений государственной политики.

ФРГ, Мюнхен, 09.03.1989

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован