Эксклюзив
01 августа 2014
7027

Феликс Шарков: Пятый номер журнала `КОММУНИКОЛОГИЯ`

Main jbj
Вышел в свет новый номер международного научного журнала "Коммуникология" (том 5, N 3, 2014), выпускаемого на базе кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления (МИГСУ) РАНХиГС.
Тема номера - политические коммуникации.
Журнал открывается статьей "ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ" председателя редакционного совета, проректора РАНХиГС, доктора экономических наук, профессора Александра Львовича Сафонова. Представляя читателю пятый номер журнала "Коммуникология", он подчеркнул перманентную актуальность проблемы, которой посвящен данный выпуск журнала. Он отметил, что "Категории "политика" и "власть" относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики. Представляя политику как особую государственно-властную сферу общественной жизни, отличную от других, можно выделить следующие специфические дефиниции политики, трактующие ее как: 1) сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти; 2) науку и искусство государственного управления; 3) способ производства законных социальных наставлений и предписаний". Он отвергает широко бытующее представление о соотношении политики и морали в виде утверждения: "там, где начинается политика, - кончается мораль". По его мнению, политик должен строить свои коммуникации, базируясь на принципах нравственности.
В данном номере представлены статьи, продолжающие исследование отмеченных проблем. Коммуникацию субъектов и объектов государственной социальной политики раскрывает Аверин А.Н. Содержание и специфику такой внешне простой, но сложной по существу темы как политический диалог анализирует Л.В. Комарова. О внешней культурной политике и современных этнополитических коммуникациях размышляет В.И.Захарова. О роли и специфике партийных коммуникаций, как связующем звене между гражданским обществом и государством пишет В.Ф.Кузнецов. Внимание А.Н. Райкова обращено на "Целостный дискурс сетевой экспертной процедуры проблемных ситуаций в политической коммуникации", что он обстоятельно анализирует в своей статье. Таким образом, новизна, теоретическая и практическая значимость данных исследований, изложенных в лаконичной форме не вызывает сомнений.
Особую методологическую ценность представляют три статьи, авторами которых выступили крупные специалисты в сфере политических коммуникаций Ф.И. Шарков, Л.Н.Тимофеева и О.И. Матьяш. Главному редактору журнала, доктору социологических наук, профессору Ф.И Шаркову в статье "Управление политическими коммуникациями путем сегментации политического рынка" удалось подметить тонкий процесс, пока проявляемый латентно, но способный проявиться в качестве устойчивой и долговременной тенденции. Речь идет о позиционировании политических лидеров и политических организаций, о социально-политическом моделировании, в глобальном плане отражающих смену моделей политической коммуникации, переход от "вещания" к подлинно демократическому
Не менее важны и иные аспекты, нашедшие отражения в статье Л.Н.Тимофеевой, руководителя Исследовательского комитета по политической коммуникативистике, вице-президента и председателя Правления РАПН. В интересной и проблемной статье "Политическая коммуникативистика в России: проблемы становления"автор задается вопросом: "Чем может помочь гражданам и "государевым людям" политическая коммуникативистика как наука?". Размышления профессора РАНХиГС Л.Н. Тимофеевой касаются постановки двух задач, с которыми трудно не согласиться. Речь идет, во-первых, о том, чтобы раскрыть сущность и механизмы формирования политической коммуникации, показав, как она участвует в конструировании политической реальности, какова ее роль в политических и социально-экономических, духовно-культурных преобразованиях современного мира, и что процесс этот является объективным и необходимым. Во-вторых, чтобы исследовать правовые, этические, политические ограничения в воздействии политических коммуникаций на общественное сознание, часто замещающих, подменяющих собой реальные действия политиков, виртуализирующих их практику, симулирующих ее и образующих опасный разрыв между словами и делами, когда общество не в состоянии проконтролировать правду и обман в политике. Таким образом, обозначаются важные аспекты коммуникативной методологии анализа политического, включающие концепт-анализ, дискурс-анализ, семиотический, конфликтно-дискурсный и другие методы.
С позиции развития политической коммуникологии представляет интерес статья О.И. Матъяш, посвященная науке о коммуникации: диалогу подходов и традиций и обращающая при этом внимание на ярко выраженный плюрализм и межпредметность коммуникологии, предложив панорамный анализ ее состояния в широком, международном масштабе. Действительно, коммуникативные специальности (например, в США), широко распространены и пользуются популярностью. Коммуникативные специальности (например, в США), широко распространены и пользуются популярностью. Свыше тысячи высших учебных заведений университетского уровня предлагают программы по коммуникации, а количество выпускников с коммуникативной степенью составляет сегодня почти 4 % от общего количества выпускников по стране. Это, разумеется, впечатляет, отражая не только популярность коммуникологии, но и тот факт, что современная наука о коммуникации признает Слово и Диалог в качестве главных способов переустройства и преобразования мира.
Коммуникативная наука обращает внимание на принцип диалогического развития, в том числе, и на себя, признавая, что различия позиций и диалог между ними - если уметь его выстроить - это источник взаимного обогащения и развития. Вера в преобразующую и животворящую силу коммуникации - это иная, отличная от традиционной картина мира. Обо всем этом идет речь в данном номере международного научного журнала "Коммуникология", посвященного политическим коммуникациям. Их содержание обширно, а роль значительна.
Выход в свет 5-го номера журнала совпал с Днем рождения главного редактора. Это событие отметили праздничным тортом "Журнал КОММУНИКОЛОГИЯ"

С журналом можно ознакомиться на сайте www.communicology.us
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован