Эксклюзив
07 октября 2013
3725

Алексей Гусев: Союзное государство России и Белоруссии - модельный кластер евразийского единения на всем постсоветском пространстве

Союзное государство России и Белоруссии сегодня представляет собой образование, основным геополитическим смыслом и предназначением которого является возобновление интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве.

Естественность и закономерность белорусско-российского союза обусловлена цивилизационной идентичностью двух братских народов, складывавшейся на протяжении многих столетий. Поэтому необходимость строительства Союзного государства России и Белоруссии обуславливается, во-первых, твердым желанием наших народов идти по пути единения, а во-вторых, необходимостью создания самодостаточного центра силы в Европе, для обеспечения безопасности своих границ.

Важным обстоятельством в этом контексте является также и то, что, учитывая в каком "плачевном состоянии" оказались наши страны после развала СССР, то любой интеграционный проект уже является централизованным и мобилизационным.
Существуют ли проблемы при строительстве Союзного государства? Безусловно, проблемы есть, но они не носят системного характера.

Видимая неразрешимость существующих противоречий между формированием суверенных и независимых государств и строительством Союзного государства, имеет смысл лишь в архаичной логике о наличии в системе Союза "ведущих" и "ведомых".

Действительно нужно признать, что такая логика в небольшой части экспертов, продолжает оставаться реальностью и, в Белоруссии, в отчасти и в России.
Однако Россия неоднократно заявляла, что она видит себя в союзе братских народов не первой среди равных, а равной среди равных.

Архитектура постсоветской интеграции, векторность которой уже сегодня отчетливо создает видимую перспективу федерализма нового типа, основана не на утрате ее субъектами собственной культурной и государственной идентичности, а на взаимовыгодном объединении равных субъектов международного права.

Такой подход в содержании Союзной интеграции реализуется через признание национальных особенностей процесса трансформации политических систем и становления рыночных отношений, а также строгого следования принципам равенства, невмешательства и суверенитета России и Белоруссии.

Следовательно, такое интеграционное взаимодействие в рамках Союзного государства осуществляется посредством синергетического сложения экономических, политических, культурных и социальных составляющих, гарантирующих качественный прорыв в новое федеративное состояние.

Не будет преувеличением сказать, что формирующиеся очертания нового постсоветского сообщества, содержат характерные признаки, указывающие на реальную перспективу генезиса нового исторического типа федерализма, более совершенного и ориентированного на новое качество региональных сообществ.
Уже в течение полутора десятков лет Союзное государство России и Белоруссии, по мнению президента Белоруссии А.Г. Лукашенко, является катализатором и своего рода масштабной лабораторией глубокой интеграции наших стран.

Следует особо подчеркнуть, что позитивная динамика российско-белорусской интеграции, помимо прямых прагматических преференций имеет и значительный ресурсный потенциал.
Развиваясь в соответствии с национальными парадигмами, в том числе политическими и экономическими, обе страны демонстрируют преимущества и недостатки выбранных траекторий модернизации, площадкой для оценки которых может служить строящееся Союзное государство.
И что особенно важно, положительная динамика процессов сближения стран особенно в условиях разности потенциалов субъектов интеграции обуславливает появление наднациональных структур.
В силу этого постоянно расширяющийся формат сотрудничества России и Белоруссии закономерно продуцирует и новое качество наднациональных федеративных отношений.
При этом следует заметить, что наличие трудностей и даже конфликтных ситуаций, возникающих иногда между Россией и Белоруссией, а также недостаточно быстрое продвижение объединительных процессов, на самом деле, может оцениваться как некая аберрация общего направления развития.
Подтверждением этого является, например, расширение горизонтальных интеграционных связей отдельных областей Белоруссии и субъектов Российской Федерации, выстраивающиеся напрямую, минуя федеральные структуры.
Таким образом, современная интеграционная парадигма постсоветского пространства предполагает поступательное движение в направлении расширения и углубления кооперирования в различных сферах народного хозяйства, социально-экономической политики и культуры.
В этом контексте Союзное государство России и Белоруссии следует рассматривать в качестве модельного кластера евразийского единения на всем постсоветском пространстве.

Алексей Гусев в эксклюзивном интервью www.viperson.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован